Главная Статьи ECM. 30 Лет Мастерской Современных Звуков (Александр Кассис)

jazz

ECM. 

30 Лет Мастерской Современных Звуков

Джаз в Краснодаре - копия

Музыку, издаваемую этой немецкой компанией, чаще всего принимают или не принимают тотально. Подумайте, ну разве можно сказать, например: "Я не люблю джаз, записываемый на  “Blue Note"?" Или: " Я без ума от “Verve"?" А вот с “ECM" обычно так и происходит- в большей степени оценивают саму фирму, чем музыкантов, издающихся на ней.

Manfred Eicher

"Я есмь ECM“ - так может сказать о себе, и не без основания, создатель мюнхенской империи необычных звучаний Манфред Айхер (Manfred Eicher). С присущей германцам педантичностью и категоричностыо он назвал свое начинание 30 лет назад именно так: ЕСМ или Издания Современной Музыки (Edition Of Contemporary Music). Эта фирма, поставившая изыск на поток и наштамповавшая миллионы копий альтернативных записей стала уже синонимом непотопляемости в музыкальном бизнесе, несмотря на принципиальную обращенность к немассовому потребителю.

Jan Garbarek   Charles_Lloyd       

ECM-саунд, считавшийся в начале 70-х некоей эзотерикой, к концу их стал уже знаком-символом, при упоминании которою
собеседник-джазфэн врубался в эстетическую суть проблемы. И все же по сей день ECM как знак воспринимают в широких кругах клишированно, тогда как это целая разветвленная философская система, а не только производство музыки на обочине от меинстримово-боповского стандарта джаза. Всем известно, что не только имя, но и большие прибыли принёс фирме Кейт Джарретт (Keith Jarrett), кумир нескольких поколений и законодатель стильного фортепианного джаза с середины 70х. Думаю, рекорд длительности существования его неизменного трио с Гэри Пикоком (Gary Peacock) и Джеком Деджоннеттом (Jack Dejohnette), выступающего и записывающегося на ECM два десятка лет, вряд ли будет перекрыт в обозримом будущем.

Jarrett

Нордические асы , в первую очередь Ян Гарбарек (Jan Garbarek) и Терье Рипдаль (Terje Rypdal), тоже создали Айхеру нетленный "золотой фонд" и принесли прибыль на пользу дела - открытий и продвижения молодых талантов, из которых постепенно сложилась многонациональная и многопрофильная (но не противоречащая амбициям Манфреда) творческая семья.
Процент германских музыкантов, соотечественников Айхера, на фирме значительно меньший, чем скажем, американских, и уж, конечно, норвежских. Это объяснимо совокупностью ряда факторов: осиянностью немца Севером, одной из лучших студий звукозаписи мира в Осло, где наигрывается львиная доля дисков ECM, и оригинальностью менталитета передового норвежского джаза.

Впрочем, ECM на рубеже 70-80-х была прополота и "черным" авангардом - Лестер Боуи (Lester Bowie), ”Чикагский художественный ансамбль“ (Art Ensemble Of Chicago), Дьюи Редман (Dewey Redman), Джордж Адамс (George Adams), Лео Смит (Leo Smith) - людьми, стоявшими на фирме особняком и потихоньку отошедшими от нее. Лишь один гений, внекатегорийный музыкант, стоявший у истоков нынешней планетарной музыки, оставался с ЕСМ до самой своей кончины. Это Дон Черри (Don Cherry), который долго жил и творил в Швеции, зачинатель всевозможных скандинаво-американско-турецко-бразильских проектов, неутомимый музыкальный “глобтроттер”. Он не только “сошелся” с ECM, но и обогатил её концепцию своим первопроходчеством, отраженным на множестве дисков...

ketil-svante

География ECM обширна,  это музыканты со всех континентов. И хотя не географический принцип властвует на фирме, всё же несколько удивляет, как несоразмерно, будто по "квоте" представлены в каталоге ECM другие составы "норманнов" (пару шведских, пару финских, один датский), тогда как норвежский костяк крепнет и ширится. Помимо Гарбарека (Jan Garbarek)Рипдаля (Terje Rypdal)Арильда Андерсена (Arild Andersen) в фирме заметными фигурами стали Сидсель Эндресен (Sidsel Endresen)Ян Балке (Jan Balke)Нильс-Петер Мельве (Nils-Peter Molvaer)Кристиан Валлумред (Christian Wallumrod), Кетиль Бьёрнстад (Ketil Bjornstad)Михаил Альперин (Mikhail Alperin). И главный ECM-овский барабанщик-лидер и сайдмен, всё же не Джек Деджонетт (Jack Dejohnette), а неутомимый и вездесущий Йон Кристенсен (Jon Christensen), без которого фирму трудно представить..

Jon Christensen

Американцы, впрочем, тоже богато представлены в дискографии компании, и не только сугубо новоджазовые музыканты. Рядом с Биллом Фризеллом (Bill Frisell) и группой "Орегон (Oregon) прекрасно уживаются Гэри Бёртон (Gary Burton)и Пат Мэтини (Pat Metheny), хотя, надо признаться - не они определяют лицо ECM.

Заниматься перечислением музыкантов, издававшихся на этом
лейбле - неблагодарное дело, ведь всех упомянуть в одной статье просто невозможно, а если кого-то забыть, то обиды со стороны поклонников неизбежны. Поэтому мы заранее просим прощения у тех, чьих любимых исполнителей мы обойдем в этой статье - она не может претендовать на исчерпывающий обзор продукции компании.
Айхер, поклонник Билла Эванса (Bill Evans), ещё до создания ECM сетовал на то, что у многих американских продюсеров были прекрасные идеи, но они не умели оформлять их, огрубляя звучание музыкантов, не умея работать со звуком. Впрочем, Айхер отмечал некоторые удачные записи Эванса, но только как довод, что исключение подтверждает правило. Этому, а именно стремлению к совершенству звучания и обязаны мы появлению на свет ECM 30 лет назад. Публикации,посвященные фирме, а скорее Институту Правильного Звучания, исчисляются десятками, а включая рецензии, сотнями. Они появляются по поводу и без повода, просто как комментарии к значительному явлению в музыкальной жизни уходящего столетия. Одна из статей приоткрывает дверцу в интеллектуальную лабораторию Айхера и его музыкальных соратников, которые в свою очередь оценивают его роль как вдохновителя творческого процесса Фрагменты статьи, опубликованной в шведском журнале “Музик“ журналистом Юханом Шверином, мы и предлагаем вашему вниманию...

Скажи: ECM - и мнения тотчас поляризуются... “Холодно, отстранённо...", "медитативно, успокаивающе...", “стереотипный фьор-джаз..."‚ “наконец-то слышен КАЖДЫЙ звук...“. Несмотря на противоположность мнений, нельзя пройти мимо ЕСМ равнодушным. Один лишь кельнский концерт Кейта Джарретта (Keith Jarrett - Coln Concert) побил все рекорды тиражей джазовой грамзаписи (продано около 2,5 миллионов дисков). На ECM записываются Аарво Пярт (Arvo Part)Тыну Кальюсте (Эстония), Гиорги Куртаг (Gyorgy Kurtag)(Венгрия), “Хиллард ансамбль(Hilliard Ensemble) (Великобритания), Мередит Монк (Meredith Monk)(США) - 

arvo-part

Новая серия ЕСМ“, посвященная академическому авангарду, музыке внеджазового статуса и классике в исполнении джазменов с консерваторской закваской, тем же Джарреттом, например. Каталог изобилует дисками Гэри Бертона (Gary Burton), Чика Кориа (Chick Corea), которые давно порвали узы с фирмой, другие же и поныне там - Чарльз Ллойд (Charles LLoyd), Пол Блей (Paul Bley), Карла Блей (Carla Bley), Джон Серман (John Surman), Гэри Пикок (Gary Peacock), Джон Аберкромби (John Abercrombie), Дэйв Холланд (Dave Holland) (кстати, его квартет и он сам признаны лучшими комбо и лучшим басистом прошлого года по номинациям Нью-Йоркской джазовой премии).

Пакистан, Индия, Арабский Восток представлены такими именами как Харипрасад Чаурасия (Hariprasad Chaurasia), Ануар Брахем (Anouar Brahem), Устад Фатех Али Хан (Ustad Fateh Ali Khan), Шанкар (Ravi Shankar)и многими другими. Говоря о музыкантах, входящих в элиту “ECM Series", Юхан Шверин отмечает, что это люди с надежным компасом, среди которых немало открывателей новых творческих ареалов. Но даже больше, чем его артисты, олицетворяет ECM сам Манфред Айхер - в один голос большинство ECM-овцев говорят, что все идеи - его, все спродюсировал он сам, вся музыка ECM появилась благодаря ему, и нет на свете никого другого, кто мог бы поднять такую махину.

Манфред Айшер

 

А теперь, прокрутим фильм назад. В 1969 году Айхер занял 16 тысяч немецких марок,чтобы сделать 4 пластинки, одна из которых с Мэлом Уолдруном (Mal Waldron). С того все и началось. Вообще, Манфред был движим пассионарным желанием представить людям доселе неведомую никому музыку, и сейчас, как и тогда, 50-летний энтузиаст считает своим главным жизненным долгом служение искусству и жаждет открытий. Ему посчастливилось окружить себя лучшими музыкантами, среди которых выделилась целая плеяда норвежцев. Контракты на фирме не подписывались, все делалось по взаимной договоренности, было основано на доверии и предоставлении музыкантам свободы самовыражения.

ECM 1

Собственно, этот принцип не утерял силы и сейчас. Формула изданий “пластинка за пластинку“ (т.е. инвестирование относительно небольшой в среднем прибыли фирмы в спедующий творческий проект. - АК.) доказала свою жизнеспособность и ЕСМ со временем стала одним из основных, если не главным издательством современной импровизационной музыки, а в дальнейшем и “академической", нотированной в “ECM New Series". Джон Поттер (John Potter) из “Хиллард ансамбля"(Hilliard Ensemble) говорит, что есть немало иронии в том, что современное некоммерческое издательство так преуспело (некоммерческое не в смысле банальной убыточности - прибыль-то оно, несмотря ни на что, приносит - а в смысле главенствования музыки, а не денег).

Keith_Jarret

 

Трудно представить, что какая-либо другая фирма позволила бы Кейту Джарретту (Keith Jarrett) искать себя в стольких ипостасях на протяжении многих лет и давать ему возможность разворачиваться в бессчетных многочасовых
импровизациях или же записывать свои трактовки баховских Французских сюит. Скажем, тому же "Хилларду" концерн EMI отказал в сотрудничестве,мотивируя это тем, что никого не заинтересует запись "Codex Specialnic" неизвестного чешского композитора 14-15 века. Но Манфред выпустил это произведение в свет, мотивируя это тем, что может, неинтересная для большинства, музыка найдёт отклик у меньшинства. И ещё один яркий пример, англичанин Джон Сёрман (John Surman) смог реализовать себя только на ECM, отшлифовав свою технику при многоканальной записи с наложением.

John Surman

Манфред Айхер  был первым кто стал записывать эстонского композитора Арво Пярта (Arvo Part). Он же был очарован  музыкой  современных "фолкников" - шведского дуэта Але Меллер - Лена Виллемарк. слушая их в церкви города Рэттвика, и вскоре они стали артистами фирмы ECM.

Стиль продюсерства Айхера многократно дискутировался, критиковался, подвергался сомнению и восхвалялся. Сам он считает что корни его профессии - в фирме “Дойче Граммофон(Deutsche Grammophone), где он когда-то работал. Именно тогда он открыл, что способ записи многих музыкантов американскими инженерами неприемлем - не слышны нюансы, нет обертонов, которые музыканты хотели бы донести до нас. Вообще-то с давних пор дискутируется ECM-саунд, и, как правило на один лад - "эхо в ледяном хрустальном дворце, замирающее в его сводах", - будь это джарреттовские эскапады или сакральный пяртовский минимализм. Все это не что иное, как клише, придуманное масс-медиа, - парирует Айхер. - Музыкант, звукорежиссер и я при записи прежде всего исходим из музыки, её характера и философии. Бережное отношения к её глубинам - залог конечного хорошего результата, ведь это мысли и чувства, воплощённые в звуках“. Но сам миф, считает Айхер, имеет земное происхождение: раньше, чем другие фирмы, ЕСМ стала использовать многоканальную технику в начале 70-х. Инженер звукозаписи Ян Эрик Кунгсхауг - поистине корифей своего дела, правая рука Айхера в студии “Рэйнбоу” (Осло). Он как добрый волшебник, внешне спокойный и уравновешенный, но на удивление расторопный, умудряется всегда точно и вовремя ставить микрофоны именно там и так, где надо. Он всегда достигает максимальных технических эффектов, но ставит музыкантов в первый ряд.

Tord Gustavsen


“Работа инженера не так уж сложна с такими творцами... как Гарбарек (Jan Garbarek), Салуцци (Dino Saluzzi)Джарретт (Keith Jarrett) - они способны извлечь нечто невероятное из своих инструментов“, - говорит он, добавляя, что сегодня ECM используют 48-канальную технику для записи джаза, фолка и world music, и архаичную двухканальную для записи классики, в “ненарушение традиции”.
Главное для Манфреда - это обязанность перед музыкантами и возможность рисковать. Пианист Бобо Стенсон (Bobo Stenson) и саксофонист Леннарт Оберг (Lennart Aberg) так описывают его дружеские директивы: “Звучит хорошо, продолжайте, но заставьте звучать себя еще лучше!“ Гарбарек добавляет: ”Манфред неоценим в разных ситуациях.. Он может быть твоим ангелом-хранителем в студии, и сразу все встает на свои места. Но если он чувствует, что музыкант работает не на полную катушку, это удручает его и он сам начинает выкладываться и, наконец добивается от него полной отдачи. Дирижер Тыну Кальюсто добавляет: “Он создает неповторимую атмосферу во время записей классической  музыки. Вряд ли кто-либо мог его заменить". Гарбарек замечает “Он не устает
учиться сам, и учится неимоверно быстро. После сыгранных вариантов композиций он помнит все детали фрагментов. Он обладает редкой способностью чувствовать - живёт  ли музыка или нет.

Ralph Towner e Paolo Fresu

 Для меня, находящегося в промежуточной зоне, десять вариантов сыгранного примерно эквивалентны, но он всегда найдет тот единственный, который лучше...". Три дня студийной работы — это стандарт ECM. Короткий срок, считает Айхер, стимулирует максимальную концентрацию артиста, независимо от того, играют ли они импровизационную музыку или нотированную. Третий день— это сведение, микширование, самая приятная фаза работы. "Это словно монтировать фильм. Высвечиваются интересные детали, которые всё же ускользают во время процесса записи. Тогда при микшировании можно создать необходимый баланс, что-то отредактировать и придать работе панорамность, где каждый штрих работал 6ы на образ , на целое" — говорит Айхер. Некоторые критики упрекали ЕСМ в утрате чувства реальности. "Но пластинка —это пластинка, почему она должна быть непременно копией реальности?" — возражает на это шведский пианист Бобо Стенсон (Bobo Stenson), получивший за свою пластинку "Reflections" два приза. Другой успешный метод, который Манфред Айхер практикует в течение десятилетий — собирать музыкантов, до этого не сотрудничавших, вместе в студии для записи. Результаты получаются часто непредсказуемые, музыка интересной. Одна из таких встреч материализовалась на диске "Angel Song", где играют саксофонист Ли Кониц (Lee Konitz), гитарист Билл Фризелл (Bill Frisell), контрабасист Дэйв Холланд (Dave Holland) и флюгельгорнист Кенни Уилер (Kenny Wheeler)... 

Dave-Holland

В своей статье Юхан Шверин воздал должное "сливдизайну" ECM.

И действительно, В оформлении обложек лонгплеев и компакт-дисков ECM тоже совершила переворот. Чаще всего это изысканно-стильные фотографии, фиксирующие состояния или необычные явления природы. Порой это демонстрация техники шрифтовика — набранные разными кеглями имена музыкантов. Порой — японская колонковая живопись, а точнее, графика (автор этого материала даже видел в одном из варшавских джаз-бутиков майку с воспроизведением рисунка обложки легендарной пластинки "САРТ" с рублеными именами скандинавских мэтров). ECM обложки

"Когда я был маленьким, я любил ходить в кино, — объясняет Манфред Айхер свое художественное пристрастие — фильмы всегда воздействовали на меня, формировали моё музыкальное видение. Особенно ранние фильмы Годара, Бергмана, Антониони, Брессона. Иногда я чувствовал, что свет заключает в себе звук, или несёт ауру звука. Поэтому я всегда считал, что оформление диска должно соответствовать духу музыки, или резко контрастировать с ней. За редким исключением, наши диски не несут никакой дополнительной информации, кроме "кто, где, когда". Зачем обнажать подноготную музыканта? Чем меньше мы расскажем о нем, тем больше проникнется его творчеством слушатель". Мысль  Айхера дополняет Петер Кемпер, автор книги о дизайне ЕСМ: "Там, где заканчивается информация, начинается искусство".   

 

 Александр Кассис   Журнал Jazz-квадрат № 8-9 1999 г.

 Читать другие интересные статьи от  Actual-MusicRu 

 

----

Другие персоналии ECM (Исполнители/Композиторы)

AARSET, EIVIND

ABBUEHL, SUSANNE

ABOU-KHALIL, RABIH

ALAOUI, AMINA

ALESSI, RALPH

ALFRED  BRENDEL

FELLNER

BATIASHVILI

ALPERIN, MISHA

AMINA ALAOUI ENSEMBLE

ANAT FORT

GIANLUIGI TROVESI

ANDERS JORMIN

LENA WILLEMARK

KARIN NAKAGAWA

ANDERSEN, ARILD

ANDRES SCHIFF

ANDREW CYRILLE QUARTET

ANDY SHEPPARD QUARTET

ANJA LECHNER

FRANCOIS COUTURIER

ANNA GOURARI

ANNA MARIA FRIMAN

ARIEL ABRAMOVICH

JACOB HERINGMAN

ANOUAR BRAHEM TRIO

ANTHONY DE MARE

APARIS

ARDITTI QUARTET

ARILD ANDERSEN TRIO

TOMMY SMITH

PAOLO VINACCIA

ART ENSEMBLE OF CHICAGO

AURYN QUARTET

AVISHAI COHEN

AZIMUTH

BALKE, JON

BATAGRAF

BATTAGLIA TRIO

BATTAGLIA, STEFANO

BEN MONDER

ANDREW CYRILLE

PAUL MOTIAN

BENEDICTE MAURSETH

ASNE NORDLI

BENEDIKT JAHNEL TRIO

Benedikt Jahnel Trio

 

BERKSON, JUDITH

BERN

BIBER, HEINRICH IGNAZ FRANZ

BILLY HART QUARTET

BJORNSTAD, KETIL

BLEY, CARLA

BLEY, PAUL

BOBO STENSON TRIO

 

BOLLANI, STEFANO

DE HOLANDA, HAMILTON

BOWERS-BROADBENT CHRISTOPHER

BOWIE, LESTER

BRAHEM, ANOUAR

BREDERODE, WOLFERT

BRETT DEAN

TONU KALJUSTE

TALLINN CHAMBER ORCHESTRA

ESTONIAN PHILHARMONIC CHAMBER CHOIR

BRITTEN

PENDERECKI

BRUNINGHAUS, RAINER

BURKHARD REINARTZ

BURTON, GARY

 

CAIN, MICHAEL

CAMERATA BERN

CARIOCA

GISMONTI

ROSALY

CARMINA QUARTETT

CARNEIRO, NANDO

CARNEIRO, PEDRO

VOX CLAMANTIS

NYYD ENSEMBLE

ESTONIAN NATIONAL SYMPHONY ORCHESTRA

CAROLIN WIDMANN

CHAMBER ORCHESTRA OF EUROPE

CERHA

 SCHREKER

CHERRY

VASCONCELOS

WALCOTT

CHES SMITH

CRAIG TABORN

CHRIS POTTER UNDERGROUND ORCHESTRA

CHRISTIAN WALLUMROD ENSEMBLE

CIKADA QUARTET

CIRCLE

 

 

COLIN VALLON TRIO

COREA, CHICK

BOLLANI, STEFANO

COUTURIER, FRANCOIS

CRAIG TABORN TRIO

CRISPELL, MARILYN

Crossing & PRISM Saxophone Quartet

Donald Nally

 

CYMINOLOGY

DAHLER, M.-L.

DANISH STRING QUARTET

DARLING, BJORNSTAD

DAVID TORN

DAVID VIRELLES

DE VITO

MARIA PIA

RABBIA, MICHELE

DEJOHNETTE, JACK

DEJOHNETTE, JACK

DEMENGA THOMAS

DENNY ZEITLIN

CHARLIE HADEN

DEWEY REDMAN QUARTET

DINO SALUZZI

HORACIO LAVANDERA

DINO SALUZZI GROUP

DIRVANAUSKAITE, GIEDRE

BUNIATISHVILI, KHATIA

DOMINIQUE PIFARELY QUARTET

DUO GAZZANA

 

EBERHARD WEBER

EDEN, MATS

Egberto Gismonti

 

EGBERTO GISMONTI GROUP

EICK, MATHIAS

ELINA DUNI QUARTET

ENRICO RAVA QUARTET

ENSEMBLE BELCANTO

ENSEMBLE MODERN

DEUTSCHER KAMMERCHOR

EPCCHOIR

ALEXEI LUBIMOV

ERT choir & Camerata Orchestra

Alexandros Myrat

 

ESKENIAN, LEVON

F. COUTURIER

K. GESING

B. MEYER & STRING ENS.

FAHNDRICH, WALTER

FARANTOURI, MARIA

FAUST, ISABELLE/PETERSEN STRING QUARTET/MUNCHENER KAMMERORCHESTER

FAVRE, PIERRE

FELDMAN, MARK

FELDMAN, MORTON

FELLNER, TILL

FELLNER, TILL

KASHKASHIAN, KIM

QUATUOR DIOTIMA

FERENC SNETBERGER

FIELD, AMBROSE

FIRST HOUSE

FISCHER, DELIA

FLY TRIO

FOOD

FORMANEK, MICHAEL

FORT, ANAT

FRESU, PAOLO

FRESU, PAOLO

FRISELL, BILL

FRODE HALTLI

TRONDHEIM SOLOISTS

GALASSO, MICHAEL

GANZ, BRUNO

GARBAREK, JAN

 

GARY BURTON

MIKE GIBBS

HELGE SUNDE

 

GARY PEACOCK

MARC COPLAND

JOEY BARON

GATEWAY

GAVIN  BRYARS

GEORGY GURDJIEFF

LEVON ESKENIAN

GESUALDO

GHAZAL

GIANLUCA PETRELLA

GIDON KREMER

KREMERATA BALTICA

GIGER, PAUL

GIGER, PAUL

GIOVANNI GUIDI

GIANLUCA PETRELLA

LOUIS SCLAVIS

GERALD CLEAVER

GISMONTI, EGBERTO

GIUFFRE, JIMMY

GOEBBELS, HEINER

GOEBBELS, HEINER

GOLFAM KHAYAM

MONA MATBOU RIAHI

GRYDELAND

GUBAIDULINA, SOFIA

GUSTAVSEN, TORD

GUY, BARRY

HAARLA, IRO

HAGIWARA KIMIKO

KIM DOHYUNG

KURIBAYASHI JUNKO

HALTLI, FRODE

HALTLI, FRODE

HAMASYAN

HENRIKSEN

AARSET

HART, BILLY

ETHAN IVERSON QUARTET

HARTKE, STEPHEN

HASSELL, JON

HEINER GOEBBELS

HELENA TULVE

HENCK, HERBERT

HENRIKSEN, ARVE

HILLIARD ENSEMBLE, THE

HINDEMITH, PAUL

HOLLAND, DAVE

HOLLAND, DAVE

 

HOLLIGER HEINZ

SWR STUTTGART RADIO SYMPHONY ORCHESTRA

HOLLIGER URSULA

HOLLOWAY TRIO

HOLLOWAY, JOHN

HOMBURGER MAYA

GUY BARRY

HUELGAS ENSEMBLE

MINGUET QUARTETT

PAUL VAN NEVEL

HULSMANN, JULIA

HUSSAIN, ZAKIR

 

IAIN BALLAMY

CHRISTIAN FENNESZ

INGRID KARLEN

IRIONDO, SILVIA

IRO HAARLA QUINTET & ORCHESTRA

IVA  BITTOVA

MAREK STRYNCL

JACOB YOUNG 

T.SEIM

M.WASILEWSKI

M.MISKIEWICZ

S.KURKIEWICZ

JAKOB BRO TRIO 

THOMAS MORGAN

JON CHRISTENSEN

JAMES DAVID

SCHMID ELMAR

ANZELLOTTI TEODORO

JARRETT, KEITH

JARRETT, KEITH

JARRETT, KEITH

JARRETT, KEITH

JOAKIM MILDER

JOE LOVANO

JOHN  CAGE

JOHN ABERCROMBIE

JOHN TAYLOR TRIO

JOHNSON, MARC

JOKLEBA (JORGENSEN, KLEIVE, BALKE)

JORMIN , ANDERS

Julia Hülsmann Trio

 

KALHOR, KAYHAN

ERZINCAN, ERDAL

KANCHELI, GIYA

KANCHELI, GIYA

KANCHELI, GIYA

 

KAPPELER

ZUMTHOR

KARAINDROU, ELENI

KARLHEINZ STOCKHAUSEN

KATCHE, MANU

KAVAKOS

KELLER QUARTETT

KENNY

SULZMANN

PARRICELLI

C.LAURENCE

M.FRANCE

KENNY WHEELER QUINTET

KIEV CHAMBER CHOIR

KILLIUS

KNAIFEL, ALEXANDER

KNOX, GARTH

KODAMA, MOMO

KONITZ

MEHLDAU

KOPATCHINSKAJA

AMSTERDAM SINFONIETTA

KREMER GIDON

SUDRABA MARTA

KREMERATA BALTICA

KUHN, STEVE

KUHN, STEVE

KURTAG, GYORGY

KURTAGONALS

LANDE, ART

LANGELAND, SINIKKA

LARCHER THOMAS

HOBARTH ERICH

LAURA MIKKOLA

FRANKURT RADIO PHILHARMONIC ORCHESTRA

PAAVO JARVI

LEIMGRUBER

LEONARD, SARAH

BOWERS-BROADBENT, CHRISTOPHER

LEPPER, SIMON

LERA AUERBACH

LEUZINGER

KERNJAK

LISLEVAND, ROLF

LLOYD, CHARLES

LLOYD, CHARLES

LONQUICH, ALEXANDER

LONQUICH, ALEXANDER

LORENDA RAMOU

ENSEMBLE CORIOLIS

LOUIS SCLAVIS ATLAS TRIO

LOUIS SCLAVIS SILK QUARTET

LUBIMOV, ALEXEI

LUMEN DRONES (OKLAND, LIE, HAALAND)

LYLE MAYS

M.CANTOREGGI

G.STROSSER

J.DAHLER

M.R.ABRAMS

L.GRAY

R.MITCHELL

ROSCOE MITCHELL

HENRY THREADGILL

MAKARSKI MICHELLE

LARCHER THOMAS

MAKARSKI, MICHELLE

MANERI, JOE

MANERI, MAT

MANSURIAN, TIGRAN

MANSURIAN, TIGRAN

 

MANTLER, MICHAEL

MARCIN WASILEWSKI TRIO

MARK TURNER QUARTET

MARKKU OUNASKARI TRIO

MARKUS STOCKHAUSEN

FLORIAN WEBER

MARQUEZ, PABLO

MARTIN, FRANK

MASABUMI KIKUCHI

MASSON

PIANCA

MANISCALCO

MATHIAS EICK 

G.LARSEN

H.NORBAKKEN

MATINIER

AMBROSINI  

MATS EILERTSEN ENSEMBLE

MAUCH, MONIKA

NORTH, NIGEL

MAZUR, MARILYN

MAZUR, MARILYN

 

MESSIAEN, OLIVIER

METHENY, PAT

METTE HENRIETTE

MICHAEL FORMANEK & ENSEMBLE KOLOSSUS

MICHEL BENITA & ETHICS

MICUS, STEPHAN

Mieczyslaw Weinberg Chamber Symphonies & Piano Quintet

 

MIRANDA CUCKSON

BLAIR MCMILLEN

MITCHELL, ROSCOE

MIYATA, MAYUMI

MUNCHENER KAMMERORCHESTER

MOLVAER, NILS PETTER

Momo Kodama

Hosokawa

 

MONK, MEREDITH

MONTON, JOSE LUIS

MORAN, JASON

MOTIAN, PAUL

MUNCHENER KAMMERORCHESTER

ALEXANDER LIEBREICH

MUTHSPIEL

GRENADIER

BRIAN BLADE

MYUNG WHUN CHUNG

NANA VASCONCELOS

N'DOYE, MIKI

NETHERLANDS RADIO CHAMBER ORCHESTRA

PETER EOTVOS

NICOLET, AURELE

NIK BARTSCH'S MOBILE

NIK BARTSCH'S RONIN

NILS OKLAND BAND

NORMA WINSTONE TRIO

NYYD ENSEMBLE

OKLAND, NILS

OLD AND NEW DREAMS

ORCHESTRA JAZZ SICILIANA

ORCHESTRE SYMPHONIQUE DE MONTREAL

NAGANO, KENT

OREGON

PABLO MARQUEZ

GUSTAVO LEGUIZAMON

PALLE MIKKELBORG

SVEINUNG HOVENSJO

PAOLO FRESU

DANIELE DI BONAVENTURA

PARKER, EVAN

PARNASSO QUARTET

PART, ARVO

PATRICIA KOPATCHINSKAJA

PATRICIA KOPATCHINSKAJA

MARKUS HINTERHAUSER

RETO BIERI

PEACOCK, GARY

PERENYI

PERENYI, MIKLOS

PESSI, GIOVANNA

PETER ERSKINE TRIO

POPPEN

POTTER JOHN

HOMBURGER MAYA

STUBBS STEPHEN

SURMAN JOHN

GUY BARRY

PUNTIN, CLAUDIO

PUSCHNIG

SAMUL NORI

PUSCHNIG, WOLFGANG

SHARROCK, LINDA

SCHERER, ULI

QUARTERNAGLIA GUITAR QUARTET

QUARTETTO PROMETEO

QUERCUS

RABBIA, MICHELE

RALPH ALESSI QUARTET

RAVA, ENRICO

RAVI COLTRANE

MATTHEW GARRISON 

REICH, STEVE

REICH, STEVE

REILLY, JEFF

ELMER ISELER SINGERS

RETO BIERI

ROBERT LEVIN

ROBERT, YVES

ROBIN WILLIAMSON

ROLF LISLEVAND

ROSAMUNDE QUARTETT

RUSSELL, HAL

NRG ENSEMBLE

RYPDAL, TERJE

SALUZZI, DINO

SARAH ROTHENBERG

SASKIA LANKHOORN

SAVALL, ARIANNA

SAVINA YANNATOU

PRIMAVERA EN SALONICO

SCHIFF, ANDRAS

SCHNEEBERGER HANSHEINZ

DAHLER JORG EWALD

SCHNEEBERGER HANSHEINZ

CHOLETTE DANIEL

SCHNITTKE, ALFRED

SCHOOF, MANFRED

SCHULKOWSKY

SCLAVIS, LOUIS

SEIM, TRYGVE

SERKIN, PETER

SHANKAR

SHEPPARD, ANDY

SHILKLOPER

SHIN, YEAHWON

SHOSTAKOVICH

SILVESTROV, VALENTIN

SIMIN TANDER

JARLE VESPESTAD

SINAN, MARC

SIVAN MAGEN

MARINA PICCININI

 

SMIRNOVA LISA

SNAJER

WINDFELDT

SOKRATIS SINOPOULOS QUARTET

SPEAKE, MARTIN

STANKO, TOMASZ

STEFANO BATTAGLIA TRIO

STEFANO BOLLANI TRIO

STEFANO BOLLANI TRIO W/ MARK TURNER, BILL FRISELL

STENSON, BOBO

STEPHAN MICUS

STEVE KUHN

STEVE SWALLOW

STRONEN, THOMAS

STUBBS, STEPHEN

STUTTGARTER KAMMERORCHESTER

DENNIS RUSSELL

SURMAN, JOHN

TABAKOVA, DOBRINKA

TALLIS, THOMAS

THEO BLECKMANN

Theo Bleckmann

 

THIRD REEL

THOMAS ZEHETMAIR

ORCHESTRE DE CHAMBRE DE PARIS

TIBBETTS, STEVE

TIGRAN HAMASYAN

YEREVAN STATE CHAMBER CHOIR

HARUN TOPIKYAN

TIM BERNE’S SNAKEOIL

TORA AUGESTAD

FRODE HALTLI

SVANTE HENRYSON

TOWNER, RALPH

TRIO MEDIAEVAL

TROVESI, GIANLUIGI

COSCIA, GIANNI

TSABROPOULOS, VASSILIS

TUUR, ERKKI SVEN

UITTI

GRIFFITH

URSULA OPPENS

BRUCE BRUBAKER

UTNEM, ANDREAS

VALERY  AFANASSIEV

VAN KEULEN ISABELLE

CITY OF BIRMINGHAM SYMPHONY ORCHESTRA

VARJON, DENES

VENIER, GLAUCO

VESALA, EDWARD

VESTERMAN, AGNES

VIENNA RADIO SYMPHONY ORCHESTRA

LUCIANO BERIO

VIJAY IYER

STEPHAN CRUMP

MARCUS GILMORE

VILDE & INGA

VILLALOBOS, RICARDO

LODERBAUER, MAX

WADADA LEO SMITH

WALCOTT, COLLIN

WATERMAN

DEVRIES

WEBER, EBERHARD

 

WIDMANN

VARJON

WIDMANN, CAROLIN

WIDMANN, JORG

DEUTSCHE RADIO PHILHARMONIE

WIDMANN, JORG

NORDIC SYMPHONY ORCHESTRA

TALI ANU

WIDMER KURT

ORLANDO TRIO

WILLEMARK, LENA

MOLLER, ALE

WILLIAM  BYRD

WILLIAMSON, ROBIN

WINSTONE, NORMA

WOLFERT BREDERODE TRIO

WYSTRAETE, BERNHARD

YANNATOU, SAVINA

YSAYE

ZEHETMAIR QUARTETT

ZEHETMAIR, THOMAS

ZELENKA

ZSOFIA BOROS