jazz
ECM.
30 Лет Мастерской Современных Звуков
Музыку, издаваемую этой немецкой компанией, чаще всего принимают или не принимают тотально. Подумайте, ну разве можно сказать, например: "Я не люблю джаз, записываемый на “Blue Note"?" Или: " Я без ума от “Verve"?" А вот с “ECM" обычно так и происходит- в большей степени оценивают саму фирму, чем музыкантов, издающихся на ней.
"Я есмь ECM“ - так может сказать о себе, и не без основания, создатель мюнхенской империи необычных звучаний Манфред Айхер (Manfred Eicher). С присущей германцам педантичностью и категоричностыо он назвал свое начинание 30 лет назад именно так: ЕСМ или Издания Современной Музыки (Edition Of Contemporary Music). Эта фирма, поставившая изыск на поток и наштамповавшая миллионы копий альтернативных записей стала уже синонимом непотопляемости в музыкальном бизнесе, несмотря на принципиальную обращенность к немассовому потребителю.
ECM-саунд, считавшийся в начале 70-х некоей эзотерикой, к концу их стал уже знаком-символом, при упоминании которою
собеседник-джазфэн врубался в эстетическую суть проблемы. И все же по сей день ECM как знак воспринимают в широких кругах клишированно, тогда как это целая разветвленная философская система, а не только производство музыки на обочине от меинстримово-боповского стандарта джаза. Всем известно, что не только имя, но и большие прибыли принёс фирме Кейт Джарретт (Keith Jarrett), кумир нескольких поколений и законодатель стильного фортепианного джаза с середины 70х. Думаю, рекорд длительности существования его неизменного трио с Гэри Пикоком (Gary Peacock) и Джеком Деджоннеттом (Jack Dejohnette), выступающего и записывающегося на ECM два десятка лет, вряд ли будет перекрыт в обозримом будущем.
Нордические асы , в первую очередь Ян Гарбарек (Jan Garbarek) и Терье Рипдаль (Terje Rypdal), тоже создали Айхеру нетленный "золотой фонд" и принесли прибыль на пользу дела - открытий и продвижения молодых талантов, из которых постепенно сложилась многонациональная и многопрофильная (но не противоречащая амбициям Манфреда) творческая семья.
Процент германских музыкантов, соотечественников Айхера, на фирме значительно меньший, чем скажем, американских, и уж, конечно, норвежских. Это объяснимо совокупностью ряда факторов: осиянностью немца Севером, одной из лучших студий звукозаписи мира в Осло, где наигрывается львиная доля дисков ECM, и оригинальностью менталитета передового норвежского джаза.
Впрочем, ECM на рубеже 70-80-х была прополота и "черным" авангардом - Лестер Боуи (Lester Bowie), ”Чикагский художественный ансамбль“ (Art Ensemble Of Chicago), Дьюи Редман (Dewey Redman), Джордж Адамс (George Adams), Лео Смит (Leo Smith) - людьми, стоявшими на фирме особняком и потихоньку отошедшими от нее. Лишь один гений, внекатегорийный музыкант, стоявший у истоков нынешней планетарной музыки, оставался с ЕСМ до самой своей кончины. Это Дон Черри (Don Cherry), который долго жил и творил в Швеции, зачинатель всевозможных скандинаво-американско-турецко-бразильских проектов, неутомимый музыкальный “глобтроттер”. Он не только “сошелся” с ECM, но и обогатил её концепцию своим первопроходчеством, отраженным на множестве дисков...
География ECM обширна, это музыканты со всех континентов. И хотя не географический принцип властвует на фирме, всё же несколько удивляет, как несоразмерно, будто по "квоте" представлены в каталоге ECM другие составы "норманнов" (пару шведских, пару финских, один датский), тогда как норвежский костяк крепнет и ширится. Помимо Гарбарека (Jan Garbarek), Рипдаля (Terje Rypdal), Арильда Андерсена (Arild Andersen) в фирме заметными фигурами стали Сидсель Эндресен (Sidsel Endresen), Ян Балке (Jan Balke), Нильс-Петер Мельве (Nils-Peter Molvaer), Кристиан Валлумред (Christian Wallumrod), Кетиль Бьёрнстад (Ketil Bjornstad), Михаил Альперин (Mikhail Alperin). И главный ECM-овский барабанщик-лидер и сайдмен, всё же не Джек Деджонетт (Jack Dejohnette), а неутомимый и вездесущий Йон Кристенсен (Jon Christensen), без которого фирму трудно представить..
Американцы, впрочем, тоже богато представлены в дискографии компании, и не только сугубо новоджазовые музыканты. Рядом с Биллом Фризеллом (Bill Frisell) и группой "Орегон“ (Oregon) прекрасно уживаются Гэри Бёртон (Gary Burton)и Пат Мэтини (Pat Metheny), хотя, надо признаться - не они определяют лицо ECM.
Заниматься перечислением музыкантов, издававшихся на этом
лейбле - неблагодарное дело, ведь всех упомянуть в одной статье просто невозможно, а если кого-то забыть, то обиды со стороны поклонников неизбежны. Поэтому мы заранее просим прощения у тех, чьих любимых исполнителей мы обойдем в этой статье - она не может претендовать на исчерпывающий обзор продукции компании.
Айхер, поклонник Билла Эванса (Bill Evans), ещё до создания ECM сетовал на то, что у многих американских продюсеров были прекрасные идеи, но они не умели оформлять их, огрубляя звучание музыкантов, не умея работать со звуком. Впрочем, Айхер отмечал некоторые удачные записи Эванса, но только как довод, что исключение подтверждает правило. Этому, а именно стремлению к совершенству звучания и обязаны мы появлению на свет ECM 30 лет назад. Публикации,посвященные фирме, а скорее Институту Правильного Звучания, исчисляются десятками, а включая рецензии, сотнями. Они появляются по поводу и без повода, просто как комментарии к значительному явлению в музыкальной жизни уходящего столетия. Одна из статей приоткрывает дверцу в интеллектуальную лабораторию Айхера и его музыкальных соратников, которые в свою очередь оценивают его роль как вдохновителя творческого процесса Фрагменты статьи, опубликованной в шведском журнале “Музик“ журналистом Юханом Шверином, мы и предлагаем вашему вниманию...
Скажи: ECM - и мнения тотчас поляризуются... “Холодно, отстранённо...", "медитативно, успокаивающе...", “стереотипный фьор-джаз..."‚ “наконец-то слышен КАЖДЫЙ звук...“. Несмотря на противоположность мнений, нельзя пройти мимо ЕСМ равнодушным. Один лишь кельнский концерт Кейта Джарретта (Keith Jarrett - Coln Concert) побил все рекорды тиражей джазовой грамзаписи (продано около 2,5 миллионов дисков). На ECM записываются Аарво Пярт (Arvo Part), Тыну Кальюсте (Эстония), Гиорги Куртаг (Gyorgy Kurtag)(Венгрия), “Хиллард ансамбль“ (Hilliard Ensemble) (Великобритания), Мередит Монк (Meredith Monk)(США) -
“Новая серия ЕСМ“, посвященная академическому авангарду, музыке внеджазового статуса и классике в исполнении джазменов с консерваторской закваской, тем же Джарреттом, например. Каталог изобилует дисками Гэри Бертона (Gary Burton), Чика Кориа (Chick Corea), которые давно порвали узы с фирмой, другие же и поныне там - Чарльз Ллойд (Charles LLoyd), Пол Блей (Paul Bley), Карла Блей (Carla Bley), Джон Серман (John Surman), Гэри Пикок (Gary Peacock), Джон Аберкромби (John Abercrombie), Дэйв Холланд (Dave Holland) (кстати, его квартет и он сам признаны лучшими комбо и лучшим басистом прошлого года по номинациям Нью-Йоркской джазовой премии).
Пакистан, Индия, Арабский Восток представлены такими именами как Харипрасад Чаурасия (Hariprasad Chaurasia), Ануар Брахем (Anouar Brahem), Устад Фатех Али Хан (Ustad Fateh Ali Khan), Шанкар (Ravi Shankar)и многими другими. Говоря о музыкантах, входящих в элиту “ECM Series", Юхан Шверин отмечает, что это люди с надежным компасом, среди которых немало открывателей новых творческих ареалов. Но даже больше, чем его артисты, олицетворяет ECM сам Манфред Айхер - в один голос большинство ECM-овцев говорят, что все идеи - его, все спродюсировал он сам, вся музыка ECM появилась благодаря ему, и нет на свете никого другого, кто мог бы поднять такую махину.
А теперь, прокрутим фильм назад. В 1969 году Айхер занял 16 тысяч немецких марок,чтобы сделать 4 пластинки, одна из которых с Мэлом Уолдруном (Mal Waldron). С того все и началось. Вообще, Манфред был движим пассионарным желанием представить людям доселе неведомую никому музыку, и сейчас, как и тогда, 50-летний энтузиаст считает своим главным жизненным долгом служение искусству и жаждет открытий. Ему посчастливилось окружить себя лучшими музыкантами, среди которых выделилась целая плеяда норвежцев. Контракты на фирме не подписывались, все делалось по взаимной договоренности, было основано на доверии и предоставлении музыкантам свободы самовыражения.
Собственно, этот принцип не утерял силы и сейчас. Формула изданий “пластинка за пластинку“ (т.е. инвестирование относительно небольшой в среднем прибыли фирмы в спедующий творческий проект. - АК.) доказала свою жизнеспособность и ЕСМ со временем стала одним из основных, если не главным издательством современной импровизационной музыки, а в дальнейшем и “академической", нотированной в “ECM New Series". Джон Поттер (John Potter) из “Хиллард ансамбля"(Hilliard Ensemble) говорит, что есть немало иронии в том, что современное некоммерческое издательство так преуспело (некоммерческое не в смысле банальной убыточности - прибыль-то оно, несмотря ни на что, приносит - а в смысле главенствования музыки, а не денег).
Трудно представить, что какая-либо другая фирма позволила бы Кейту Джарретту (Keith Jarrett) искать себя в стольких ипостасях на протяжении многих лет и давать ему возможность разворачиваться в бессчетных многочасовых
импровизациях или же записывать свои трактовки баховских Французских сюит. Скажем, тому же "Хилларду" концерн EMI отказал в сотрудничестве,мотивируя это тем, что никого не заинтересует запись "Codex Specialnic" неизвестного чешского композитора 14-15 века. Но Манфред выпустил это произведение в свет, мотивируя это тем, что может, неинтересная для большинства, музыка найдёт отклик у меньшинства. И ещё один яркий пример, англичанин Джон Сёрман (John Surman) смог реализовать себя только на ECM, отшлифовав свою технику при многоканальной записи с наложением.
Манфред Айхер был первым кто стал записывать эстонского композитора Арво Пярта (Arvo Part). Он же был очарован музыкой современных "фолкников" - шведского дуэта Але Меллер - Лена Виллемарк. слушая их в церкви города Рэттвика, и вскоре они стали артистами фирмы ECM.
Стиль продюсерства Айхера многократно дискутировался, критиковался, подвергался сомнению и восхвалялся. Сам он считает что корни его профессии - в фирме “Дойче Граммофон“ (Deutsche Grammophone), где он когда-то работал. Именно тогда он открыл, что способ записи многих музыкантов американскими инженерами неприемлем - не слышны нюансы, нет обертонов, которые музыканты хотели бы донести до нас. Вообще-то с давних пор дискутируется ECM-саунд, и, как правило на один лад - "эхо в ледяном хрустальном дворце, замирающее в его сводах", - будь это джарреттовские эскапады или сакральный пяртовский минимализм. Все это не что иное, как клише, придуманное масс-медиа, - парирует Айхер. - Музыкант, звукорежиссер и я при записи прежде всего исходим из музыки, её характера и философии. Бережное отношения к её глубинам - залог конечного хорошего результата, ведь это мысли и чувства, воплощённые в звуках“. Но сам миф, считает Айхер, имеет земное происхождение: раньше, чем другие фирмы, ЕСМ стала использовать многоканальную технику в начале 70-х. Инженер звукозаписи Ян Эрик Кунгсхауг - поистине корифей своего дела, правая рука Айхера в студии “Рэйнбоу” (Осло). Он как добрый волшебник, внешне спокойный и уравновешенный, но на удивление расторопный, умудряется всегда точно и вовремя ставить микрофоны именно там и так, где надо. Он всегда достигает максимальных технических эффектов, но ставит музыкантов в первый ряд.
“Работа инженера не так уж сложна с такими творцами... как Гарбарек (Jan Garbarek), Салуцци (Dino Saluzzi)‚ Джарретт (Keith Jarrett) - они способны извлечь нечто невероятное из своих инструментов“, - говорит он, добавляя, что сегодня ECM используют 48-канальную технику для записи джаза, фолка и world music, и архаичную двухканальную для записи классики, в “ненарушение традиции”.
Главное для Манфреда - это обязанность перед музыкантами и возможность рисковать. Пианист Бобо Стенсон (Bobo Stenson) и саксофонист Леннарт Оберг (Lennart Aberg) так описывают его дружеские директивы: “Звучит хорошо, продолжайте, но заставьте звучать себя еще лучше!“ Гарбарек добавляет: ”Манфред неоценим в разных ситуациях.. Он может быть твоим ангелом-хранителем в студии, и сразу все встает на свои места. Но если он чувствует, что музыкант работает не на полную катушку, это удручает его и он сам начинает выкладываться и, наконец добивается от него полной отдачи. Дирижер Тыну Кальюсто добавляет: “Он создает неповторимую атмосферу во время записей классической музыки. Вряд ли кто-либо мог его заменить". Гарбарек замечает “Он не устает
учиться сам, и учится неимоверно быстро. После сыгранных вариантов композиций он помнит все детали фрагментов. Он обладает редкой способностью чувствовать - живёт ли музыка или нет.
Для меня, находящегося в промежуточной зоне, десять вариантов сыгранного примерно эквивалентны, но он всегда найдет тот единственный, который лучше...". Три дня студийной работы — это стандарт ECM. Короткий срок, считает Айхер, стимулирует максимальную концентрацию артиста, независимо от того, играют ли они импровизационную музыку или нотированную. Третий день— это сведение, микширование, самая приятная фаза работы. "Это словно монтировать фильм. Высвечиваются интересные детали, которые всё же ускользают во время процесса записи. Тогда при микшировании можно создать необходимый баланс, что-то отредактировать и придать работе панорамность, где каждый штрих работал 6ы на образ , на целое" — говорит Айхер. Некоторые критики упрекали ЕСМ в утрате чувства реальности. "Но пластинка —это пластинка, почему она должна быть непременно копией реальности?" — возражает на это шведский пианист Бобо Стенсон (Bobo Stenson), получивший за свою пластинку "Reflections" два приза. Другой успешный метод, который Манфред Айхер практикует в течение десятилетий — собирать музыкантов, до этого не сотрудничавших, вместе в студии для записи. Результаты получаются часто непредсказуемые, музыка интересной. Одна из таких встреч материализовалась на диске "Angel Song", где играют саксофонист Ли Кониц (Lee Konitz), гитарист Билл Фризелл (Bill Frisell), контрабасист Дэйв Холланд (Dave Holland) и флюгельгорнист Кенни Уилер (Kenny Wheeler)...
В своей статье Юхан Шверин воздал должное "сливдизайну" ECM.
И действительно, В оформлении обложек лонгплеев и компакт-дисков ECM тоже совершила переворот. Чаще всего это изысканно-стильные фотографии, фиксирующие состояния или необычные явления природы. Порой это демонстрация техники шрифтовика — набранные разными кеглями имена музыкантов. Порой — японская колонковая живопись, а точнее, графика (автор этого материала даже видел в одном из варшавских джаз-бутиков майку с воспроизведением рисунка обложки легендарной пластинки "САРТ" с рублеными именами скандинавских мэтров).
"Когда я был маленьким, я любил ходить в кино, — объясняет Манфред Айхер свое художественное пристрастие — фильмы всегда воздействовали на меня, формировали моё музыкальное видение. Особенно ранние фильмы Годара, Бергмана, Антониони, Брессона. Иногда я чувствовал, что свет заключает в себе звук, или несёт ауру звука. Поэтому я всегда считал, что оформление диска должно соответствовать духу музыки, или резко контрастировать с ней. За редким исключением, наши диски не несут никакой дополнительной информации, кроме "кто, где, когда". Зачем обнажать подноготную музыканта? Чем меньше мы расскажем о нем, тем больше проникнется его творчеством слушатель". Мысль Айхера дополняет Петер Кемпер, автор книги о дизайне ЕСМ: "Там, где заканчивается информация, начинается искусство".
Александр Кассис Журнал Jazz-квадрат № 8-9 1999 г.
Читать другие интересные статьи от Actual-MusicRu
----
Другие персоналии ECM (Исполнители/Композиторы)
AARSET, EIVIND |
||
ABBUEHL, SUSANNE |
||
ABOU-KHALIL, RABIH |
||
ALAOUI, AMINA |
||
ALESSI, RALPH |
||
ALFRED BRENDEL FELLNER BATIASHVILI |
||
ALPERIN, MISHA |
||
AMINA ALAOUI ENSEMBLE |
||
ANAT FORT GIANLUIGI TROVESI |
||
ANDERS JORMIN LENA WILLEMARK KARIN NAKAGAWA |
||
ANDERSEN, ARILD |
||
ANDRES SCHIFF |
||
ANDREW CYRILLE QUARTET |
||
ANDY SHEPPARD QUARTET |
||
ANJA LECHNER FRANCOIS COUTURIER |
||
ANNA GOURARI |
||
ANNA MARIA FRIMAN ARIEL ABRAMOVICH JACOB HERINGMAN |
||
ANOUAR BRAHEM TRIO |
||
ANTHONY DE MARE |
||
APARIS |
||
ARDITTI QUARTET |
||
ARILD ANDERSEN TRIO TOMMY SMITH PAOLO VINACCIA |
||
ART ENSEMBLE OF CHICAGO |
||
AURYN QUARTET |
||
AVISHAI COHEN |
||
AZIMUTH |
||
BALKE, JON |
||
BATAGRAF |
||
BATTAGLIA TRIO |
||
BATTAGLIA, STEFANO |
||
BEN MONDER ANDREW CYRILLE PAUL MOTIAN |
||
BENEDICTE MAURSETH ASNE NORDLI |
||
BENEDIKT JAHNEL TRIO |
||
Benedikt Jahnel Trio |
|
|
BERKSON, JUDITH |
||
BERN |
||
BIBER, HEINRICH IGNAZ FRANZ |
||
BILLY HART QUARTET |
||
BJORNSTAD, KETIL |
||
BLEY, CARLA |
||
BLEY, PAUL |
||
BOBO STENSON TRIO |
||
BOLLANI, STEFANO |
||
DE HOLANDA, HAMILTON |
||
BOWERS-BROADBENT CHRISTOPHER |
||
BOWIE, LESTER |
||
BRAHEM, ANOUAR |
||
BREDERODE, WOLFERT |
||
BRETT DEAN TONU KALJUSTE TALLINN CHAMBER ORCHESTRA ESTONIAN PHILHARMONIC CHAMBER CHOIR |
||
BRITTEN PENDERECKI |
||
BRUNINGHAUS, RAINER |
||
BURKHARD REINARTZ |
||
BURTON, GARY |
||
CAIN, MICHAEL |
||
CAMERATA BERN |
||
CARIOCA GISMONTI ROSALY |
||
CARMINA QUARTETT |
||
CARNEIRO, NANDO |
||
CARNEIRO, PEDRO VOX CLAMANTIS NYYD ENSEMBLE ESTONIAN NATIONAL SYMPHONY ORCHESTRA |
||
CAROLIN WIDMANN CHAMBER ORCHESTRA OF EUROPE |
||
CERHA SCHREKER |
||
CHERRY VASCONCELOS WALCOTT |
||
CHES SMITH CRAIG TABORN |
||
CHRIS POTTER UNDERGROUND ORCHESTRA |
||
CHRISTIAN WALLUMROD ENSEMBLE |
||
CIKADA QUARTET |
||
CIRCLE |
||
|
||
COLIN VALLON TRIO |
||
COREA, CHICK |
||
BOLLANI, STEFANO |
||
COUTURIER, FRANCOIS |
||
CRAIG TABORN TRIO |
||
CRISPELL, MARILYN |
||
Crossing & PRISM Saxophone Quartet Donald Nally |
|
|
CYMINOLOGY |
||
DAHLER, M.-L. |
||
DANISH STRING QUARTET |
||
DARLING, BJORNSTAD |
||
DAVID TORN |
||
DAVID VIRELLES |
||
DE VITO MARIA PIA RABBIA, MICHELE |
||
DEJOHNETTE, JACK |
||
DEJOHNETTE, JACK |
||
DEMENGA THOMAS |
||
DENNY ZEITLIN CHARLIE HADEN |
||
DEWEY REDMAN QUARTET |
||
DINO SALUZZI HORACIO LAVANDERA |
||
DINO SALUZZI GROUP |
||
DIRVANAUSKAITE, GIEDRE BUNIATISHVILI, KHATIA |
||
DOMINIQUE PIFARELY QUARTET |
||
DUO GAZZANA |
|
|
EBERHARD WEBER |
||
EDEN, MATS |
||
Egberto Gismonti |
|
|
EGBERTO GISMONTI GROUP |
||
EICK, MATHIAS |
||
ELINA DUNI QUARTET |
||
ENRICO RAVA QUARTET |
||
ENSEMBLE BELCANTO |
||
ENSEMBLE MODERN DEUTSCHER KAMMERCHOR |
||
EPCCHOIR ALEXEI LUBIMOV |
||
ERT choir & Camerata Orchestra Alexandros Myrat |
|
|
ESKENIAN, LEVON |
||
F. COUTURIER K. GESING B. MEYER & STRING ENS. |
||
FAHNDRICH, WALTER |
||
FARANTOURI, MARIA |
||
FAUST, ISABELLE/PETERSEN STRING QUARTET/MUNCHENER KAMMERORCHESTER |
||
FAVRE, PIERRE |
||
FELDMAN, MARK |
||
FELDMAN, MORTON |
||
FELLNER, TILL |
||
FELLNER, TILL KASHKASHIAN, KIM QUATUOR DIOTIMA |
||
FERENC SNETBERGER |
||
FIELD, AMBROSE |
||
FIRST HOUSE |
||
FISCHER, DELIA |
||
FLY TRIO |
||
FOOD |
||
FORMANEK, MICHAEL |
||
FORT, ANAT |
||
FRESU, PAOLO |
||
FRESU, PAOLO |
||
FRISELL, BILL |
||
FRODE HALTLI TRONDHEIM SOLOISTS |
||
GALASSO, MICHAEL |
||
GANZ, BRUNO |
||
GARBAREK, JAN |
|
|
GARY BURTON MIKE GIBBS HELGE SUNDE |
|
|
GARY PEACOCK MARC COPLAND JOEY BARON |
||
GATEWAY |
||
GAVIN BRYARS |
||
GEORGY GURDJIEFF LEVON ESKENIAN |
||
GESUALDO |
||
GHAZAL |
||
GIANLUCA PETRELLA |
||
GIDON KREMER KREMERATA BALTICA |
||
GIGER, PAUL |
||
GIGER, PAUL |
||
GIOVANNI GUIDI GIANLUCA PETRELLA LOUIS SCLAVIS GERALD CLEAVER |
||
GISMONTI, EGBERTO |
||
GIUFFRE, JIMMY |
||
GOEBBELS, HEINER |
||
GOEBBELS, HEINER |
||
GOLFAM KHAYAM MONA MATBOU RIAHI |
||
GRYDELAND |
||
GUBAIDULINA, SOFIA |
||
GUSTAVSEN, TORD |
||
GUY, BARRY |
||
HAARLA, IRO |
||
HAGIWARA KIMIKO KIM DOHYUNG KURIBAYASHI JUNKO |
||
HALTLI, FRODE |
||
HALTLI, FRODE |
||
HAMASYAN HENRIKSEN AARSET |
||
HART, BILLY ETHAN IVERSON QUARTET |
||
HARTKE, STEPHEN |
||
HASSELL, JON |
||
HEINER GOEBBELS |
||
HELENA TULVE |
||
HENCK, HERBERT |
||
HENRIKSEN, ARVE |
||
HILLIARD ENSEMBLE, THE |
||
HINDEMITH, PAUL |
||
HOLLAND, DAVE |
||
HOLLAND, DAVE |
|
|
HOLLIGER HEINZ SWR STUTTGART RADIO SYMPHONY ORCHESTRA |
||
HOLLIGER URSULA |
||
HOLLOWAY TRIO |
||
HOLLOWAY, JOHN |
||
HOMBURGER MAYA GUY BARRY |
||
HUELGAS ENSEMBLE MINGUET QUARTETT PAUL VAN NEVEL |
||
HULSMANN, JULIA |
||
HUSSAIN, ZAKIR |
|
|
IAIN BALLAMY CHRISTIAN FENNESZ |
||
INGRID KARLEN |
||
IRIONDO, SILVIA |
||
IRO HAARLA QUINTET & ORCHESTRA |
||
IVA BITTOVA MAREK STRYNCL |
||
JACOB YOUNG T.SEIM M.WASILEWSKI M.MISKIEWICZ S.KURKIEWICZ |
||
JAKOB BRO TRIO THOMAS MORGAN JON CHRISTENSEN |
||
JAMES DAVID SCHMID ELMAR ANZELLOTTI TEODORO |
||
JARRETT, KEITH |
||
JARRETT, KEITH |
||
JARRETT, KEITH |
||
JARRETT, KEITH |
||
JOAKIM MILDER |
||
JOE LOVANO |
||
JOHN CAGE |
||
JOHN ABERCROMBIE |
||
JOHN TAYLOR TRIO |
||
JOHNSON, MARC |
||
JOKLEBA (JORGENSEN, KLEIVE, BALKE) |
||
JORMIN , ANDERS |
||
Julia Hülsmann Trio |
|
|
KALHOR, KAYHAN ERZINCAN, ERDAL |
||
KANCHELI, GIYA |
||
KANCHELI, GIYA |
||
KANCHELI, GIYA |
|
|
KAPPELER ZUMTHOR |
||
KARAINDROU, ELENI |
||
KARLHEINZ STOCKHAUSEN |
||
KATCHE, MANU |
||
KAVAKOS |
||
KELLER QUARTETT |
||
KENNY SULZMANN PARRICELLI C.LAURENCE M.FRANCE |
||
KENNY WHEELER QUINTET |
||
KIEV CHAMBER CHOIR |
||
KILLIUS |
||
KNAIFEL, ALEXANDER |
||
KNOX, GARTH |
||
KODAMA, MOMO |
||
KONITZ MEHLDAU |
||
KOPATCHINSKAJA AMSTERDAM SINFONIETTA |
||
KREMER GIDON SUDRABA MARTA KREMERATA BALTICA |
||
KUHN, STEVE |
||
KUHN, STEVE |
||
KURTAG, GYORGY |
||
KURTAGONALS |
||
LANDE, ART |
||
LANGELAND, SINIKKA |
||
LARCHER THOMAS HOBARTH ERICH |
||
LAURA MIKKOLA FRANKURT RADIO PHILHARMONIC ORCHESTRA PAAVO JARVI |
||
LEIMGRUBER |
||
LEONARD, SARAH BOWERS-BROADBENT, CHRISTOPHER |
||
LEPPER, SIMON |
||
LERA AUERBACH |
||
LEUZINGER KERNJAK |
||
LISLEVAND, ROLF |
||
LLOYD, CHARLES |
||
LLOYD, CHARLES |
||
LONQUICH, ALEXANDER |
||
LONQUICH, ALEXANDER |
||
LORENDA RAMOU ENSEMBLE CORIOLIS |
||
LOUIS SCLAVIS ATLAS TRIO |
||
LOUIS SCLAVIS SILK QUARTET |
||
LUBIMOV, ALEXEI |
||
LUMEN DRONES (OKLAND, LIE, HAALAND) |
||
LYLE MAYS |
||
M.CANTOREGGI G.STROSSER J.DAHLER |
||
M.R.ABRAMS L.GRAY R.MITCHELL ROSCOE MITCHELL HENRY THREADGILL |
||
MAKARSKI MICHELLE LARCHER THOMAS |
||
MAKARSKI, MICHELLE |
||
MANERI, JOE |
||
MANERI, MAT |
||
MANSURIAN, TIGRAN |
||
MANSURIAN, TIGRAN |
|
|
MANTLER, MICHAEL |
||
MARCIN WASILEWSKI TRIO |
||
MARK TURNER QUARTET |
||
MARKKU OUNASKARI TRIO |
||
MARKUS STOCKHAUSEN FLORIAN WEBER |
||
MARQUEZ, PABLO |
||
MARTIN, FRANK |
||
MASABUMI KIKUCHI |
||
MASSON PIANCA MANISCALCO |
||
MATHIAS EICK G.LARSEN H.NORBAKKEN |
||
MATINIER AMBROSINI |
||
MATS EILERTSEN ENSEMBLE |
||
MAUCH, MONIKA NORTH, NIGEL |
||
MAZUR, MARILYN |
||
MAZUR, MARILYN |
|
|
MESSIAEN, OLIVIER |
||
METHENY, PAT |
||
METTE HENRIETTE |
||
MICHAEL FORMANEK & ENSEMBLE KOLOSSUS |
||
MICHEL BENITA & ETHICS |
||
MICUS, STEPHAN |
||
Mieczyslaw Weinberg Chamber Symphonies & Piano Quintet |
|
|
MIRANDA CUCKSON BLAIR MCMILLEN |
||
MITCHELL, ROSCOE |
||
MIYATA, MAYUMI MUNCHENER KAMMERORCHESTER |
||
MOLVAER, NILS PETTER |
||
Momo Kodama Hosokawa |
|
|
MONK, MEREDITH |
||
MONTON, JOSE LUIS |
||
MORAN, JASON |
||
MOTIAN, PAUL |
||
MUNCHENER KAMMERORCHESTER ALEXANDER LIEBREICH |
||
MUTHSPIEL GRENADIER BRIAN BLADE |
||
MYUNG WHUN CHUNG |
||
NANA VASCONCELOS |
||
N'DOYE, MIKI |
||
NETHERLANDS RADIO CHAMBER ORCHESTRA PETER EOTVOS |
||
NICOLET, AURELE |
||
NIK BARTSCH'S MOBILE |
||
NIK BARTSCH'S RONIN |
||
NILS OKLAND BAND |
||
NORMA WINSTONE TRIO |
||
NYYD ENSEMBLE |
||
OKLAND, NILS |
||
OLD AND NEW DREAMS |
||
ORCHESTRA JAZZ SICILIANA |
||
ORCHESTRE SYMPHONIQUE DE MONTREAL NAGANO, KENT |
||
OREGON |
||
PABLO MARQUEZ GUSTAVO LEGUIZAMON |
||
PALLE MIKKELBORG SVEINUNG HOVENSJO |
||
PAOLO FRESU DANIELE DI BONAVENTURA |
||
PARKER, EVAN |
||
PARNASSO QUARTET |
||
PART, ARVO |
||
PATRICIA KOPATCHINSKAJA |
||
PATRICIA KOPATCHINSKAJA MARKUS HINTERHAUSER RETO BIERI |
||
PEACOCK, GARY |
||
PERENYI |
||
PERENYI, MIKLOS |
||
PESSI, GIOVANNA |
||
PETER ERSKINE TRIO |
||
POPPEN |
||
POTTER JOHN HOMBURGER MAYA STUBBS STEPHEN SURMAN JOHN GUY BARRY |
||
PUNTIN, CLAUDIO |
||
PUSCHNIG SAMUL NORI |
||
PUSCHNIG, WOLFGANG SHARROCK, LINDA SCHERER, ULI |
||
QUARTERNAGLIA GUITAR QUARTET |
||
QUARTETTO PROMETEO |
||
QUERCUS |
||
RABBIA, MICHELE |
||
RALPH ALESSI QUARTET |
||
RAVA, ENRICO |
||
RAVI COLTRANE MATTHEW GARRISON |
||
REICH, STEVE |
||
REICH, STEVE |
||
REILLY, JEFF ELMER ISELER SINGERS |
||
RETO BIERI |
||
ROBERT LEVIN |
||
ROBERT, YVES |
||
ROBIN WILLIAMSON |
||
ROLF LISLEVAND |
||
ROSAMUNDE QUARTETT |
||
RUSSELL, HAL NRG ENSEMBLE |
||
RYPDAL, TERJE |
||
SALUZZI, DINO |
||
SARAH ROTHENBERG |
||
SASKIA LANKHOORN |
||
SAVALL, ARIANNA |
||
SAVINA YANNATOU PRIMAVERA EN SALONICO |
||
SCHIFF, ANDRAS |
||
SCHNEEBERGER HANSHEINZ DAHLER JORG EWALD |
||
SCHNEEBERGER HANSHEINZ CHOLETTE DANIEL |
||
SCHNITTKE, ALFRED |
||
SCHOOF, MANFRED |
||
SCHULKOWSKY |
||
SCLAVIS, LOUIS |
||
SEIM, TRYGVE |
||
SERKIN, PETER |
||
SHANKAR |
||
SHEPPARD, ANDY |
||
SHILKLOPER |
||
SHIN, YEAHWON |
||
SHOSTAKOVICH |
||
SILVESTROV, VALENTIN |
||
SIMIN TANDER JARLE VESPESTAD |
||
SINAN, MARC |
||
SIVAN MAGEN MARINA PICCININI |
|
|
SMIRNOVA LISA |
||
SNAJER WINDFELDT |
||
SOKRATIS SINOPOULOS QUARTET |
||
SPEAKE, MARTIN |
||
STANKO, TOMASZ |
||
STEFANO BATTAGLIA TRIO |
||
STEFANO BOLLANI TRIO |
||
STEFANO BOLLANI TRIO W/ MARK TURNER, BILL FRISELL |
||
STENSON, BOBO |
||
STEPHAN MICUS |
||
STEVE KUHN |
||
STEVE SWALLOW |
||
STRONEN, THOMAS |
||
STUBBS, STEPHEN |
||
STUTTGARTER KAMMERORCHESTER DENNIS RUSSELL |
||
SURMAN, JOHN |
||
TABAKOVA, DOBRINKA |
||
TALLIS, THOMAS |
||
THEO BLECKMANN |
||
Theo Bleckmann |
|
|
THIRD REEL |
||
THOMAS ZEHETMAIR ORCHESTRE DE CHAMBRE DE PARIS |
||
TIBBETTS, STEVE |
||
TIGRAN HAMASYAN YEREVAN STATE CHAMBER CHOIR HARUN TOPIKYAN |
||
TIM BERNE’S SNAKEOIL |
||
TORA AUGESTAD FRODE HALTLI SVANTE HENRYSON |
||
TOWNER, RALPH |
||
TRIO MEDIAEVAL |
||
TROVESI, GIANLUIGI COSCIA, GIANNI |
||
TSABROPOULOS, VASSILIS |
||
TUUR, ERKKI SVEN |
||
UITTI GRIFFITH |
||
URSULA OPPENS BRUCE BRUBAKER |
||
UTNEM, ANDREAS |
||
VALERY AFANASSIEV |
||
VAN KEULEN ISABELLE CITY OF BIRMINGHAM SYMPHONY ORCHESTRA |
||
VARJON, DENES |
||
VENIER, GLAUCO |
||
VESALA, EDWARD |
||
VESTERMAN, AGNES |
||
VIENNA RADIO SYMPHONY ORCHESTRA LUCIANO BERIO |
||
VIJAY IYER STEPHAN CRUMP MARCUS GILMORE |
||
VILDE & INGA |
||
VILLALOBOS, RICARDO LODERBAUER, MAX |
||
WADADA LEO SMITH |
||
WALCOTT, COLLIN |
||
WATERMAN DEVRIES |
||
WEBER, EBERHARD |
||
|
||
WIDMANN VARJON |
||
WIDMANN, CAROLIN |
||
WIDMANN, JORG DEUTSCHE RADIO PHILHARMONIE |
||
WIDMANN, JORG NORDIC SYMPHONY ORCHESTRA TALI ANU |
||
WIDMER KURT ORLANDO TRIO |
||
WILLEMARK, LENA MOLLER, ALE |
||
WILLIAM BYRD |
||
WILLIAMSON, ROBIN |
||
WINSTONE, NORMA |
||
WOLFERT BREDERODE TRIO |
||
WYSTRAETE, BERNHARD |
||
YANNATOU, SAVINA |
||
YSAYE |
||
ZEHETMAIR QUARTETT |
||
ZEHETMAIR, THOMAS |
||
ZELENKA |
||
ZSOFIA BOROS |