Вы смотрите фотографию с сайта Музыкальный салон Бегемот - чтобы вернуться на него перейдите по ссылке actual-music.ru
Город Дюссельдорф занимает в жизни современной Германии особое место— это значительный экономический и политический центр, город банков и правлений концернов, административная столица Рурской промышленной зоны.Как и почти любой другой город мира, Дюссельдорф может похвастаться великими земляками — такими,например, как Г. Гейне или группа «Kraftwerk» (рус. Крафтверк) И я вовсе не хотел’ - бы вызвать этими словами возмущение у любителей поэзии,но творчество дюссельдорфской четверки подвергается столь же пристальному вниманию и столь же тщательно изучается, как насле-дие великого Гейне, а ценность работы, производимой в студии „Клинг Кланг”при перенесеняи во вневременной Космос оказывается неоценимой.Участники „Крафтверка”профессионалы, закончившие дюссельдорфскую консерваторию. И нет ничего удивительного в том, что,получив классическое образование, четверо молодых немцев не уделили никакого внимания работе в классических формах, а с головой ушли. в эксперимент.Начало. 70-х годов быловременем Большого Поиска - в сфере звука, формы,композиции. Начали музыканты с того, что попытались воспроизвести с помощью электроники те привычные звуки, которые наполняютжизнь большого города и, в силу привычки, уже не замечаемые человеческим слухом — скрип дверей,шум проезжающих автомобилей работу лифта, шипение сжатого воздуха, человечес-кое дыхание и т. п. Для своей работы они использовали самую различную электронную аппаратуру, в томчисле и не имеющую к музыке никакого отношения. Результатом разработки этой идем явилась пластинка „Автобан”(Autobahn) 1974 года. „Эта пластинка демонстрирует нам,как бы прореагировал на наше урбанизированное пекло средневековый мастеровой, на его неподготовленный слух давит грохот промышленных ` предприятий, гул грузовиков, лавинна звуков, среди которых мы рождаемся, живем и умираем, но которые мы уже научились не замечать”, - так писала об этой пластинке английская журналистка Десса Фокс. Альбом еще раз подтвердил истину „Все - музыка, что звучит!”, а опыт „Крафтверка”был принят к сведению и потихоньку стал разрабаты-ваться другими музыкантами. Уже в 1975 году появилась следующая работа -«Radioactivity,» а вот третью пластинку - «Trans-Europe Express» ( немецкая версия альбома: «Trans-Europa Express») выпущенную в 1977 можно смело назвать родильным домом для стиля электро-поп, который станет столь популярен в будущем. Именно здесь музыкантами „Крафтверка” была разработана модель электронной танцевальной песни, которая была взята за основу такими группами, как «Soft Cell» ( рус. Софт Селл), «Telex »( рус. Телекс) «Japan» (рус. Джапан ), «Ultravox» (рус. Альтравокс) имногими другими. Таким образом, творчество дюссельдорфских* музыкантов навек вошло в генофонд современной электронной попсы.Следующий альбом «Тне Маn Machine» ‚ появившийся в 1978 году, имел громадный успех, а песня Модель”, записанная здесь,мгновенно попала в хит-парады Европы. Кстати сказать, в дальнейшем эта песня не будет забыта и за время, прошедшее с момента выхода пластинки, она еще не раз объявится в. евро-топах.К этому времени студия „Клинг Кланг” уже превратилась в своего рода „общеевропейский дом”, так как музыканты — „Крафтверка” научили свои компьютеры с легкостью разговаривать на всех европейских языках, на русском, кстати, тоже. „Роботы” одна из песен с этого альбома, где звучат хорошо слышныерусские слова - особенно потрясла советских людей,так как в эру железных занавесов это казалось немыслимым знание нашего родного русского языка где либо за пределами нашей страны и такое знание сразу наводило на мысли о идеологической диверсиии или шпионаже. Говоря об этой песне, нельзя не сказать о том, что в британском хит-параде за 4 июня этого года она неожиданно заняла 20 место видимо, прошедшие 13 лет не сказались на актуальности этого „крафтверковского” боевика. : „Я - твой слуга , я — твой работник”, — так говорится машинным голосом на этом альбоме. Однако, „Крафтверк”, похоже, не собирается вступать со своими компьютерами вот в такие служебные отношени Они считают компьютеры своими друзьями и отводят на их долю половину заслуг по созданию своей музыки. Для снижения своей роли в творчестве музыканты на концертах расставляют на сцене еще нескольких манекенов, одетых так же, как и они сами, и совершают роботеподобные движения,предвосхитив мимоходомпоявление брейк-данса. „Это музыка, которую могли бы играть роботы, но ониэтого пока не умеют. Такую музыку играем мы, посредники между людьми и роботами, „роботоиды”, — так говорили музыканты о своих отношениях с техникой.Надо сказать, что все пластинки группы отличаются хорошо сформулированной основной идеей, и если альбом «Тhe Man-Machine»был посвящен использованию роботов. в самых различных сферах, то пластинка «Computer World» (немецкая версия альбома: «Computerwelt») вышедшая в 1981 году содержала в себе богатейшую информацию о компью-терах, а посвящалась она ФБР, Интерполу и Скотланд-Ярду. „Компьютерный мир”, „Любовь компьютера”, „Карманный калькулятор” -одни только названия записанных на ней композиций говорят о редкостной компетентности музыкантов в вопросах интимной жизни своих электронных помощников. Вышел этот альбом в двух вариантах - с основным английским и немецким текстом, а вообще, с лингвистической точки зрения он ещё более космополитичен.Одним словом, музыка „Крафтверка” - это ‘зеркало, в котором отражается технический прогресс и музыканты не упускают ничего нового из того, что появ-ляется в электронике. Последний на настоящий день альбом появился в 1986 году и назывался «Electric Cafe» (1986, первонач. название «Techno Pop», существует также немецкая и испанская версии альбома) Здесь музыканты, мимоходом, как обычно, создали основы стиля „эсид хауз” (англ. acid house "кислотный дом") и работали, главным образом, с сэмплерной техникой. Традиционное для их творчества глобальное музыкальное полотно, занимающее первую сторону диска, посвящено бесконечности музыки, а на второй стороне записано два потенциальных хита, которые сами музыканты и „испортили”, внеся в них дисгармонию и сумятицу, когда‚ поняли, что вещи получаются уж слишком гармоничными.Это очень умные и образованные люди, которыепрекрасно знают, что они делают и чего хотят. Это не баловство обалдевших в обществе больших возможностей миллионеров, а точное и закономерное развитие концепции выбраннолй ещё в альбоме «Autobahn» (1974) Заметив однажды ,что электронные игры могут здорово объединять людей они действуют подобно этой электронной игре зрителям на их концертах в Дюссельдорфе выдавались маленькие карманные компьютеры, чтобы они сами могли принять участие в создании музыки: изменить ритм, тембр, поиграться со свето и видео эффектами и т. п. Они устранили культ индивидуальности, создав коллектив единомышленников, единый в четырех лицах, переплюнув, тем самым, самого Бога. Но хочется все же назвать вам их имена, хотя они сами давноуже не указывают на пластинках состав и авторство композиций. Итак, „Крафтверк” - это Флориан Шнайдер, Ральф Хюттер, Вольфганг Флур и Карл Бартош.Говоря о том, что творчество „Крафтверка” тщательно изучается, я не ошибся, так как вся нынешняя электронная музыка содержит в себе идеи, разработанные когда-то этой группой. Кроме того, самые различные музыканты исполняли их песни: например, постпанки «Siouxsie and the Banshees» записали на одной из своих пластинок их „Комнату Зеркал”, а известнейшая английская электронная группа «Orchestral Manoeuvres in the Dark» (OMD) в свой последний альбом включила песню "Неоновые огни" Надо заметить, что и внашей стране „Крафтверк”отнюдь не был „запрещенной” группой и еще в 1982 году Татьяна Бодрова в своем „Мире увлечений” по радио бодро вещала об их творчестве и крутила ихпесни. Особенно известными у нас были альбомы «The Man-Machine »и «Computer World» с которых даже пользовались популярностью на дискотеках.Одним словом, у компьютерного ритм-н-блюза есть свои поклонники и чем Чортъ не шутит - быть может они все же будут порадованы новым альбомом этой группы, ведь проблема взаимодействия человека и компьютера так до сих пор не решена.
Статья из журнала Ровестник 1986 г.