New Age
Музыка нового века
Заканчивается 20 век. Век сумасшедших скоростей, всеобщей механизации и индустриализации. На каждом шагу нас поджидают стрессовые ситуации. Наверное, человечество еще никогда не было так далеко от единства с природой, которую человек постоянно "покоряет" и "подгоняет" под себя.
Мы, как белки в колесе, крутимся день за днем, месяц за месяцем, год за годом, откладывая "на завтра" свой внутренний мир, свою душу И для многих как раз музыка и является той отдушиной, которая позволяет обрести себя, убежать от суеты и обыденности в мир ярких кра-сок и чувств. Кто-то находит себя в рок-музыке, кому-то ближе джаз или классика, или то и другое вместе, в зависимости от стиля жизни, внутреннего состояния и, если хотите, философии. Безусловно, музыка не панацея от всех бед, она может лишь усиливать или уменьшать наши эмоции и, если нет внутренней искры на конкретную музыку созвучия и интереса не получается, и мы ищем что-то другое. Мне трудно представить водите-ля, мчащегося со скоростью 100 км/ч и слушающего ноктюрны Шопена. Каждой музыке свое место и время. В огромном океане направлений и стилей, на мой взгляд, есть особая ячейка, наиболее близкая к чистой гармонии, к выражению самых сокровенных истин и чувств, и это музыка new аgе. Ньюэйдж — направление, сформировавшееся в начале
70-х годов. В переводе с английского это означает "новый век", "новая эпоха". В самом начале она рассматривалась как одно из ответвлений альтернативной музыки, созданное в противовес стилям, которые пропагандировали своими текстами и несли с собой насилие, жестокость, наркотики... Тогда new age распространялся в самых разнообразных местах рядам с хрусталем, конфетами и овощами, в аптеках, вместе с философской и религиозной литературой и пред-назначался в основном для духовных практик и техник, а так-же для психотерапии. Позже, с развитием электронной музыки и технических возможностей, new age стал более разнообразнее и перестал отождествляться только с музыкой для медитации и релаксации.
Сегодня пoнятие этой музыки настолько широко и противоречиво, что вызывает много разночтений и оговорок, отчасти, наверное, потому, что элементы new age при желании можно найти у многих музыкантов, тем более если их стиль не укладывается в уже существующие рамки. И вот с легкой руки какого-нибудь обозревателя или ди-джея мы читаем или слышим следующее: "Dеер Forest" — это музыка new аде. Но при всем уважении к творчеству этой группы, даже если в нем и есть электронное звучание и присутствуют народные мотивы и звуки природы, это скорее поп-музыка. Или, анализируя альбом "Novus Magnificant" американского композитора Констанса Демби (Сопstапсе Demby), мы можем одинаково оценить его как электронную, так и музыку new-аgе.
О категории new-age говорит и сам музыкант, хотя почти во всех каталогах и справочниках вы найдете ссылку на него в разделе электронной музыки. Или самое распространенное заблуждение на примере широко известного Вангелиса (Vangelis). Прослушав его альбом "Oceanic", который написан в классическом духе new age, все остальные альбомы приравнивать к этому же стилю было бы ошибочно.
Так что же скрывается под названием new age? Это общий термин, который объединяет множество музыкальных категорий и стилей. Это сплав духовной, электронной, этнической, классической, инструментальной, симфонической музыки со звуками природы в самых разных пропорциях и дoлях. В данном списке могут быть и другие направления, например, джаз, в результате чего и получился new аgе soft jazz Джoнатана Кейна, Макса Фольмера (Jопаthап Cain, Мах Folmer), но незыблемой остается лишь духовная часть, что делает музыку new age одновременно консервативной и постоянно развивающейся, которая может быть очень легкой и поверхностной — Карунеш (Karunesh: "Colours Life"), и серьезной, глубину которой не всякий меломан осилит — Дэвид Парсонс (David Parsons: "Dогgiе Ling"). Под классическим new аgе понимается пространственный синтезатор, звуки природы и медигативная "сладкая мелодия". Современному new age присущи ритм, "созерцательность в действии", мульти-инструментальные вариации, которые по своему качеству могут
удовлетворить самого искушенного слушателя. Это синтез древних традиций и современности, взгляд в далекое прошлое и будущее. Эта музыка шла с двух концов света. Из Америки — смесь электроники и акустических инстру-ментов, написанная и сыгранная такими людьми, как Вильям Аура (William Аuга), Марс Лазар (Магs Lаsаr), Джим Брикман (Jim Brickman), Дэвид Ланз (David Lапz), и выпускаемая такими фирмами, как "Windham Hill", "Real Music", "Higher Оctave", "Narada".
А навстречу шел пoток из Германии ранних семидесятых, где зародилась чисто синтезаторная электронная музыка, распространяющаяся по миру благодаря группе "Tangerine Dream" и таким солистам, как Клаус Шульце (Klaus Schulze) и Кристофер Франке (Christopher Franke). Стили и течения, сливаясь
вo- едино и поглощая все самое прогрессивное и одновременно традиционное, объединяя душу и космос, звук и тишину, образo- вали водоворот new аgе — музыку позволяющую установить прямую связь между композитoром и слушателем, поскольку автор в большинстве случаев является и исполнителем. Он создает гармонию внутри себя и делится с другими через свои мелодии. Огромный вклад в электронную и new аде музыку внес своими экспериментами Брайан Ино (Вrian Епо). Еще в самых ранних его альбомах можно узнать элементы new аgе музыки. А его альбом "Neroli" до сих пор используется в роддомах разных стран для помощи при родах. Сейчас синтезаторы и другая электроника в руках известных и неизвестных музыкантов завоевывают все большее мело даже в таких стилях, которые не считались частью электронной музыки. Многие группы ("Software", "G.E.N.E.", "Aeoliah") доказывают, что для коммерческого успеха необязательно упрощать свой композиторский и исполнительский талант Главное, наверно, в том, чтобы в произведении была искра-момент, доносящий до слушателя импульсы удовольствия, пронизывающие человека насквозь, покоряющие его своей красотой и умиротворенностью. Одним из представителей классического new age является группа музыкантов из центра Ошо, что находится в Индии, в Пуне. Ей руководит один из родоначальников стиля — Дойтер (Deuter), и интересно заметить, что ни один диск этих исполните-лей не выходит без соавторства музыкантов из этой же компании.
Все они — европейцы, и свой процесс самораскрытия и духовного поиска выражают через музыку И если они основываются на традициях Индии, то всемирно известный Китаро (Kitaro) берет вдохновение в культуре Японии и всей Азии, Епуа — в кельтских традициях, Николас Ганн (Nicolas Gunn) —индейских. Некоторые музыканты, такие, как Терри Олдфилд (Тегту Oldfield), обращаются к христианству, но в целом new age нейтрален, и основой многих произведений являются картины природы и космос. Музыка вообще и в особенности new age — это не только результат умственного процесса, но и выражение эмоций. Она интуитивна и спонтанна. Слушать музыку по-настоящему — значит раскрывать ее для себя и чувствoвать то, что чувствовал музыкант. Повсеместное использование мелодий в духе new age в мнoгочисленных заставках на радио и телевидении, в том числе и на российских каналах, постоянное и долговременное присутствие представителей этого стиля в хит-парадах разных стран наравне с другими направления-ми и стилями, многомиллионные тиражи отдельных музы-кантов, которым могут
позавидовать многие поп- и рок-звезды, на мой взгляд, все же не отражают общей картины и духа new age. А это прежде всего личная, если хотите — интимная музыка, которая не должна нравиться всем, иначе она утрачивает сокровенное, когда ее ставят исключительно на коммерческие рельсы. New age — это музыка пробуждения, гармонии, добра, радости и красоты, последний штрих в которой ставит сам слушатель.
Алексей КРУПСКИЙ
Jazz квадрат 11-12 1998 г.
Читать другие интересные статьи от Actual-MusicRu