музыка на носителях
Жизнь в поисках совершенного звука
"- Скажите пожалуйста, у вас нет точно такого же , но без крыльев ?"
- "К сожалению нет !.."
- "Будем искать"
- "А вас нет точно такого же ,но с перламутровыми пуговицами ?"
- "К сожалению нет !..."
- "Нет ... Будем искать..."
( похождения С.С. Горбункова по магазинам из фильма "Бриллиантовая рука" )
Нет совершенства в материальном мире , каким бы он красочным и насыщенным не казался. Возможно что есть на свете всё что может удовлетворить человеческие потребности , но это далеко не так.
Хорошее всегда зажигает желание лучшего. Всегда чего то хочется такого , чего нет. Сегодня речь пойдёт о музыке..
Коротко попробуем ответить на ряд вопросов..
Что лучше винил или CD ?
Вопрос задан не правильно или некорректно.. Каждый носитель на котором записано музыкальное произведение хорош по своему и носит параметры и характеристики звука характерные только для него. Винил это прежде всего ностальгия по старым добрым временам. Это атмосфера аналогового звука, главным образом ориентированного на средние частоты, полноценно воспринимаемые человеческим ухом. Низких и высоких частот винил не даёт в силу технических причин, как бы вам этого не захотелось.. Винил или как его сокращённо называют LP это прежде всего красиво оформленное издание, которое приятно взять в руки. Качество звучания очень сильно зависит от качества самого материала ( углеродистого пластика) и от продолжительности по времени оттиска при печати.. Длительный оттиск даёт более высокое качество печати - те самые насечки на дне канавок. Они то и влияют на звук. Существенно технология записи при производстве грампластинок за последние 100 лет сильно не изменилась.. Общие принципы остались одними и теми же.
"Цифра записанная на виниле звучит хуже чем запись с аналоговых мастер-лент"
Это ещё один миф связанный с винилом. Принцип считывания информации с грампластинки - это по сути механические колебания иголки (вибрации), вызванные насечками на дне канавки диска и ничего более. Далее эти колебания переводятся в сигнал.. И как можно записать на вполне "материальные" дорожки "нематериальную" цифру ( принцип цифры схож с азбукой Морзе - "тире-точка") остаётся загадкой для учёных и писателей фантастов. На качество звучания винила существенно влияет скорость проигрывания, а потому некоторые аудиофильские издания альбомов на LP выпускаются на 45 оборотов в минуту. Но и тут есть существенный минус - стандартный альбом 45 минут может быть разделён на две грампластинки на каждой стороне из которых будет по 2 композиции. Как следствие надо часто переворачивать пластинку. И ещё один минус винила- это механическая изнашиваемость при частом проигрывании. К сожалению избежать этого невозможно, со временем появляется шипение, треск, так называемый "песок". По отношению к винилу, компакт диск либо играет - либо не играет.. Он не может играть хуже впоследствии долгой эксплуатации! И в этом его большое преимущество. Время звучания одной грампластинки в среднем 50 минут, в то время как компакт-диск самый большой по времени звучания, который доводилось видеть был продолжительностью 81 минута (Чайковский "Щелкунчик " дир. Валерий Гергиев, Мариинский театр. Выпущенный фирмой Phillips )
Очень много зависит от качества записи музыканта в студии и того оборудования на которой произведена запись. Ведь чудес не бывает и не стоит испытывать иллюзии, что безобразно записанный материал можно со временем как то отреставрировать. Подобное легче переписать заново. А что делать с музыкой давно ушедших музыкантов и исполнителей прошлого? Наверно её стоит воспринимать такой, какая она есть, ведь каждый стиль и жанр музыки является носителем культуры той эпохи, того времени в которой при стечении определённых обстоятельств со свойственной ей эстетикой она было записана. Достаточно вспомнить британские панк группы конца 70-х с их "грязным" саундом или тот же гаражный рок. В тот же период по другую сторону океана в Америке записи таких жанров музыки как джаз и блюз покажутся "потолком" звукозаписи. Одним словом каждому музыканту уготовано своё место в историческом процессе развития музыкальной культуры. И сравнивать кто лучше, а кто хуже бессмысленно. В подходе к музыке нужно быть очень самодостаточным и не тратить время на поиски того, чего нет.
Кадры решают всё..
У того или иного музыкального коллектива или исполнителя, независимо от жанра музыки всегда за спиной стояла тень продюсера, определявшего как должен звучать исполнитель. Это помогало артисту выделиться при записи песни или альбома.. Оторваться так сказать от других и приобрести своё собственное лицо в саунде, по которому будет артист узнаваем.. Рассмотрим несколько ярких примеров.. Одной из таких культовых и одиозных фигур был Фил Спектор (Phil Spector) - один из самых влиятельных продюсеров в истории популярной музыки. Революционная технология звукозаписи разработанная им была названа "Стеной звука".
Эксперименты продюсера вызвали неподдельный интерес со стороны многочисленных рок- групп в том числе и "Beatles" и "Rolling Stones", "The Beach Boys". По просьбе "Beatles", он продюсировал их альбом "Let it Be", его работа вызвала нарекания со стороны Пола Маккартини. Зато Леннону и Харрисону работа Фила понравилась и они продолжили с ним сотрудничать на записи дебютных сольных альбомов. После альбома "Imagine" ( 1971 г ) Спектор сотрудничал с Шер, Леонардом Коэном, "Ramones". Другой яркий пример гениальных продюсеров, на этот раз по другую сторону океана, из Швеции это Стиг Андерсон, по сути пятый участник группы "ABBA". Он кроме всего прочего ещё и владелец звукозаписывающей компании "Polar Music " на которой выходило всё творчество великого квартета. Если говорить о великих продюсерах в поп музыке, то нельзя не упомянуть короля диско - жанра итальянца Джорджио Мородёра.
Как его сольные работы , так и проекты которыми он занимался стали эталоном направления диско : Donna Summer , Roberta Kelly , Berlin. Мородёр плодотворно работал по обе стороны океана.
Другая крупнейшая величина диско музыки из Европы Фрэнк Фариан
( Frank Farian ) давший миру: Boney M , Eruption ,Gilla , Milli Vanilli и многих многих других исполнителей.
Именно продюсер как художник звука и аранжировок определяет как должен звучать исполнитель , когда мы слушаем записи на LP или CD. Практически у каждого мастера звука есть свой фирменный подчерк.И в продолжении темы мастеров звука в европейской поп-музыке нужно вспомнить ещё двух персон.
Мишель Крету ( Michael Ctetu ) - идейный вдохновитель и создатель проекта Enigma . Кроме того он работал как продюсер с рядом музыкантов среди которых Sandra , Mike Oldfield ( альбом Islands) и бесчисленное множество других работ. Общий тираж записей которые он продюссировал составляет свыше ста миллионов экземпляров.
Другой очень крупной фигурой в поп музыке Европы в 80-90-е был и остаётся Дитер Болен (Dieter Bohlen). Кроме дуэта Modern Talking и Blue System созданных им он работал с множеством музыкантов включая Chris Norman, C.C. Catch и прочие, прочие, прочие.... Количество только записей Modern Talking разошлись по миру тиражом свыше 165 миллионов экземпляров.
Далее о мировых гениях звука читайте здесь /show-bisness
Идеологи звука
Вернёмся к джазу.. В далёком 1953 году Руди Ван Гелдер (Rudy Van Gelder ) один из ведущих звукорежиссёров того времени, начал записывать джаз и делал это главным образом для компании " Blue Note".
Основными направлениями его деятельности стали аудиозаписи акустического джаза и в основном таких его стилей как соул-джаз , хард-боп. Созданное им легло в основу джазового мейнстрима того времени.
Практические большинство записей на " Blue Note" было сделано именно им в период пятидесятых- шестидесятых годов. Благодаря таланту и работоспособности мастера были записаны лучшие работы таких джазменов как Бад Пауэлл, Телониус Монк, Тэд Дэмерон, Уинтон Келли, Хорас Силвер, Фэтс Наварро, Ховард Макги, Клиффорд Браун, Ли Морган, Фредди Хаббард, Декстер Гордон, Хэнк Мобли, Джекки Маклин, Сонни Гриффин, Кенни Баррон, Клиффорд Джордан, Арт Блэйки... Талант Ван Гелдера кроме "Blue Note " был задействован десятком других лейблов, для которых он делал записи.. И не только джаза! В том числе он записывал и рок музыку.. Критики отмечают теплоту записей Ван Гелдера, прозрачность и эффект присутствия. В тоже время его приёмы записи критиковались президентом и продюсером " Blue Note" Альфредом Лайоном за чрезмерную реверберацию. Композитор и басист Чарльз Мингус ( Charles Mingus ) вообще отказался записываться с ним.. Так что на вкус и на цвет товарищей нет.. Но тем не менее основы звукозаписи джаза заложенные Руди Ван Гелдером очень сильно повлияли на звукозапись этого жанра вцелом. В 1999- 2000 годах архивные записи из каталога " Blue Note" мастеров джаза записанных Ван Гелдером в период пятидесятых- шестидесятых были переизданы на CD с 24- битным ремастерингом. Режиссёром ремастеринга выступил всё тот же Руди Ван Гелдер.
Звуки "чёрной" музыки
Каждый лейбл в мире шоу-бизнеса и звукозаписи является носителем чётко выраженной концепции и идеологии. Как это выражается разберём на одном из примеров. Речь конечно пойдёт о лейбле Motown. Это первая звукозаписывающая компания созданная афро-американцем, основана для продвижения чернокожих исполнителей в рамках мейнстрим в поп-музыке. Лейбл основан в Детройте в 1959 году, отсюда и название Motown (Motor Town- Город Мотора) В шестидесятых здесь было разработано звучание ритм-энд-блюза, так называемое "мотауновское звучание". Главные действующие лица и исполнители: Стиви Уандер (Stevie Wonder) , Марвин Гэй (Marvin Gaye) , Дайана Росс ( Diana Ross ) , Смоки Робинсон (Smokey Robinson), Лайонел Ричи ( Lionel Richie ) и Майкл Джексон (Michael Jackson ), квартет Boyz II Men. Фирма по сути стала меккой и законодателем соул - музыки, откуда пошли у корни у многих исполнителей этого жанра. Саунд этого лейбла нельзя ни с кем спутать.
На чём слушать?
Многие старые записи были ориентированы на виниловый диск как основной носитель, ибо ничего более вразумительного и более высокотехнологичного на тот момент не было. Как же был удивлен Рэй Манзарек, основатель " Doors", когда предоставилась возможность в наши дни собственноручно ремастировать дискографию "Doors". Технологически появилась возможность осуществить пересведение заново всего материала и на современном оборудовании выразить все детали и оттенки музыки, которые в те далёкие годы были просто недостижимы.. Слушать музыку нужно на том формате, который лучше, ярче, насыщенее звучит, передавая во всех красках и полутонах звуки любимой музыки. Компакт диски в этом плане идеальны, ни один винил не передаст тех гипервысоких и гипернизких частот звука, которые может отыграть CD. Грампластинки звучат в диапазоне средних частот. Верхние и низкие частоты для них просто недоступны технологически.. Можете проверить и сравнить: на CD и LP проигрыватели одинакового класса и одинаковой ценовой категории поставить одно и тоже произведение на компакт диске и виниле изданных на одном и том же лейбле.. Результат в пользу CD не заставит себя долго ждать! Миф о том что винил обладает какими то особыми звуковыми возможностями будет раз и навсегда развеян.. Прослушивание музыки на виниле - не более чем ностальгия. Хотя как знать..
Какой винил лучше "старый" или "новый" ?
Так называемый старый винил производился на Западе в огромных массах, то тех пор пока не появился компакт диск и к 90-м годам прошлого века он морально устарел. Но на складах остались его большие запасы, которые реализовать даже за десяток лет не представлялось возможным. Сейчас вся эта масса как секонд-хенд всплыла на нашем рынке и продаётся как первоиздания, представляющие какую то особенную коллекционную ценность. Всё правильно, первоиздания и первопрессы винила отпечатанные в год выпуска альбома представляют интерес для меломана. Но именно речь идёт о первоизданиях, а не многочисленных допечатках тиража которые производились , да и неоднократно в течении десятилетий после выхода альбома.. Так или иначе, с изданием каждого исполнителя надо отдельно разбираться и уточнять, год когда вышел альбом впервые и год когда была отпечатана грампластинка. Например, первые релизы классического рока Beatles, Pink Floyd,Rolling Stones и т. д могут иметь яркое красочное оформление, вкладки, плакаты. В более поздних допечатках тиража всё это было сокращено и утеряно, для сокращения себестоимости изданий , которые и так продавались по миру миллионными тиражами. Просто не было смысла заниматься и тратить время и деньги на то, что и так разлетается как горячие пирожки.. Теперь что качается новых переизданий старых записей на виниле, один и тот же альбом может быть переиздан практически в одно и тоже время разными компаниями. Например было переиздание альбомов "Dire Straits" на виниле: в Европе они выходили под лейблом Vertigo на Universal Music, в свою очередь для США их переиздал американский Warner music. Разница в звуке конечно будет, не такая значительная, но всё же.. И к тому же издание выпущенное американцами на Warner Music куда более приятнее оформлено и значительно тяжелее по массе. Кроме того, современные переиздания на виниле , тоже между собой могут существенно отличаться. Один и тот же альбом может быть переиздан на разных фирмах, только одно издание будет обычным рядовым и как следствие иметь больший тираж, в свою очередь другое переиздание может быть выпущено на небольшом лейбле и быть ориентировано на аудифилов Приведу пример аудифильского коллекционного переиздания на примере альбома Roger Waters "Amused to Dead " c каталожным номером APP 468761 переизданный на 200 граммовом виниле в 2016 году независимым лейблом Analogue Productions в США по лицензии Columbia. Альбом 1992 г. 2 LP Deluxe Edition , Barcode: 888430905818
Общий вид обложки альбома. Сразу обратите внимание на этикетки комментирующие издание..
А вот теперь самое главное : подробное описание особенностей этого релиза на виниле..
Если кому доводилось держать в руках, а тем более послушать продукцию американского независимого лейбла Classic Records, специализировавшегося на аудифильских переизданиях классических альбомов на 200 граммовых LP. , то он сможет оценить по настоящему качество винилового звука. Лейбл использовал свой собственный аналоговый мастеринг на изданиях всех своих релизов. Весь процесс от оригинальных мастер - лент (или лучших доступных источников). Самыми ранними выпусками лейбла серия классических записей RCA Living Stereo и джазовые исполнители из каталога Verve .
С 2001 года компания издаёт винил на массе 180 грамм «SV» (Super винил) и добавляет наклейку с указанием типа винила на все свои пластинки. В июле 2002 года начинают издаваться альбомы на массе 200 грамм «Quiex СВ-Р». За этим последовали серии «SV-P II» В 2000 - х годах, запустили в производство дешёвые версии многих своих пластинок, отпечатанные с одних и тех же "мастеров", но на традиционных лёгких массах винила весом 150, 140 или 120 грамм . Лейбл выпустил линию золотых дисков в 1990 - х годах, а затем серию компакт дисков 24 bit/96 Kgz HDAD. Мастеринг был обычно производился Берни Грундманом или Крисом Беллманом. Позднее активы Classic records были приобретены компанией Acoustic Sound
Музыкальные корпорации и лейблы.
В настоящее время в основе мировой индустрии звукозаписи и издании музыки находятся три мега-корпорации, контролирующие основной музыкальный рынок. Это Sony/BMG, Warner music.Universal Music В каждый из вышеперечисленных концернов входит большое количество крупных и мелких лейблов, купленных ими оптом и в розницу в разное время в рамках глобализации музыкального рынка.. Так например в концерн Universal Music входит несколько десятков фирм грамзаписи таких как Polydor, A&M, Islands, Decca, Mercury, Motown, впрочем перечислять можно до бесконечности.. А потому всё что издавали эти компании ранее в 60-70- 80-х годах самостоятельно, сейчас переиздаётся централизованно, что называется из одного ведра, для каждого континента на своём заводе, находящимся там же где и рынок потребления. В Штатах свой завод, в Европе свой. Их продукция в виде компакт дисков и грампластинок продаётся музыкальных магазинах Европы и Соединённых Штатов. Единственной особенностью может быть континентальный приоритет популярности артистов, но это дело вкуса американцев или европейцев. Скажем какая нибудь группа или исполнитель из Европы , где его больше любят и чаще слушают, может не иметь популярности в США, и наоборот.. Тогда его альбомы что бы не печатать завозятся небольшой партией, что бы он был хоть как то представлен на музыкальном рынке. Отдельным особняком на музыкальном рынке мира стоит Япония со своими 127 миллионами населения, где есть отделения крупных компаний, издающие маленькими коллекционными тиражами на компакт -дисках исполнителей западного мира для внутреннего рынка. У японцев особое мироощущение, они совершенного по другому воспринимают иностранную культуру, а потому их малотиражные и как следствие более дорогие издания очень сильно отличаются по звуку и оформлению в лучшую сторону. Японцы со своей детальностью для внутреннего рынка делают ремастер альбомов, который по праву заслужил почитание меломанов со всего мира. Трепетное отношение к звуку в стране восходящего солнца и культ изданий выделяют японский музыкальный рынок из остального мира звукозаписывающей индустрии и шоу-бизнеса.
Какие бывают компакт диски ?
Основным главным и самым распространённым во всём мире является CDDA (Цифровой аудио компакт диск) . Международный стандарт записи звука на компакт-дисках, разработанный фирмами Philips и Sony.
Super Audio CD (SACD)
Запись на SACD-диске может содержать от 1 до 6 каналов звука . Для воспроизведения SACD требуется специальный проигрыватель, проигрывающий этот формат. Однако на SACD-диске может содержаться дополнительный CD-слой (только стерео) который будет читаться на обычных проигрывателях, такие диски называются гибридными (англ. Hybrid SACD) и их можно слушать на любых обычных проигрывателях компакт дисков. Большая половина выпущенных SACD-дисков являются гибридными. При производстве SACD дисков в качестве материала отражающих слоёв используется золото , в отличие от CDDA, где используется алюминий. Как формат, SACD не стал массовым из за высокой стоимости производства, маленьких тиражей , оставшись сугубо аудиофильским форматом ,среди почитателей Hi-Fi и Hi-End звука
HDCD (High Definition Compatible Digital) издания компакт дисков записанных в системе , которая кодирует звук на диск CD, только с более улучшенным качеством звука. Это не формат , а технология, при которой происходит, «сверх-кодирование». Это новшество позволяет расширить возможности стандартного формата Audio CD (16 бит, 44.1 кГц), а именно его динамический диапазон. Эти диски будут нормально проигрываться и на оборудовании без поддержки технологии HDCD, но динамический диапазон при этом будет обычным. Декодеры же с поддержкой HDCD будут считывать заложенную информацию и выполнять увеличение громкости, когда это необходимо. Музыкальных альбомов в таком формате выпущено не так много. Подобные издания интересны для любителей музыки с высокоточным звуком, и коллекционеров.
SHM-CD ( Super High Material CD) — является улучшенной разработкой обычного аудио компакт-диска и имеет расширенные возможности по улучшению качества звука за счёт использования специального поликарбонатного пластика. При изготовлении дисков использован процесс, разработанный компаниями JVC и Universal Music Japan, который был открыт в ходе исследований в области производства жидкокристаллических дисплеев. SHM-CD использует повышенную прозрачность пластика, что позволяет более точно считывать данные с компакт диска. Диски SHM-CD играют на стандартных CD проигрывателях. Издания музыки на SHM-CD производятся в Японии с 2008 года !
K2HD - ещё одна редкая малотиражная разновидность японских изданий записанных на CD при помощи специальной технологии мастеринга звукового материала и его преобразование в стандартный CD . K2HD — это технология мастеринга, при которой звук с оригинального мастер-источника (чаще всего магнитной ленты) расширяется до диапазона 100 000 Гц и преобразуется в более высокое разрешение 24 бит, а далее кодируется с помощью специального кодека K2 в формат CD — 44100/16 бит. Ох уж эти японские волшебники звука !Компания , при описании технологии K2HD гарантирует ,что звук такого диска сравним с компакт -диском записанным в высоком разрешении 192000/24 бит. Производятся эти диски компанией JVC в Японии.
XRCD ( Extended Resolution Compact Disc ) это ещё одна новая технологическая разработка фирмы JVC , которая представляет собой процесс мастеринга и производства компакт-дисков. Технология принадлежит JVC ( JapanVictor Company Ltd) и используется компанией для производства высокоточных компакт дисков .Технология запущена в производство во второй половине 90-х.
XRCD стоит примерно в два раза выше, чем обычный компакт диск того же японского производства .JVC объясняет это более высокой стоимостью производства и как следствие высоким качеством.
Заключение
На данный момент в мире основным носителем так и остаётся его величество компакт-диск , из за его долговременности , надёжности и практичности в обращении . Технология производства отлажена до мелочей и как такового брака на фирменных CD просто не бывает. Кроме того ,даже недорогой проигрыватель с усилителем и колонками отыграет его так , что затраты на стерео систему под винил , что бы ну хоть как то приблизиться к частотным характеристикам CD очень вас не порадуют , ибо будут больше в несколько раз.Если бы всё так было просто , наверное не стоило бы добрый десяток лет биться над разработкой компакт дисков, так как винил к тому времени просто морально устарел. Купить эти компакт диски с винил можно нас.
Какой Звук лучше ? Американский , английский или может японский : /audio-sound